May the Force Be With You!
О ”девяти мирах” по эддическим источникам.
ИСТОЧНИК: facebook.com - КругРУН
#КругРУН_статьи
#КругРУН_мифология
Ю. Слеповронский (с)
”Старшая Эдда” говорит нам о ”девяти мирах” дважды: в ”Прорицании вёльвы” и в ”Речах Вафтруднира”.
”Прорицание вёльвы”, привычный нам перевод (Корсуна):
...помню девять миров
и девять корней
и древо предела,
еще не проросшее.
Оригинал с подстрочником (по словарю Клисби - Вигфуссона):
...níu man ek heima,
níu íviði,
mjötvið/mjötuð mœran
fyr mold neðan.
...девять помню я миров
девять великанш,
древо меры великое/измеритель великий
под землёй внизу.
Вёльва даёт локализацию того, что она помнит - ”под землёй внизу”. Сложно сказать, относятся ли эти слова только к ”древу меры” или же ко всему, что она перечисляет.
Теперь взглянем на ”Речи Вафтруднира”:
...все девять миров
до дна прошел
и Нифльхель увидел,
куда смерть уводит.
Взглянем на подстрочник:
...níu kom ek heima
fyr Niflhel neðan;
hinig deyja ór helju halir.
девять прошёл я миров
под Нифльхелем внизу/до Нифльхеля вниз,
туда умирают из Хель люди.
Последнюю строку, видимо, надо понимать как ”это то место, куда отправляются те умершие, что предназначены Хель”. С другой стороны, так может описываться ”вторая смерть” уже умерших обитателей Хель, которых проглатывает Нидхёгг.
Вообще, интересно то, что здесь ”Речи Вафтруднира” и ”Прорицание вёльвы” очень близки. Сравните:
níu man ek heima - níu kom ek heima
fyr mold neðan - fyr Niflhel neðan.
По сути, заменены лишь два слова
”Младшая Эдда” также говорит нам о ”девяти мирах”:
”А великаншу Хель Один низверг в Нифльхейм и поставил ее владеть девятью мирами...”
”Hel kastaði hann í Niflheim ok gaf henni vald yfir níu heimum...”
Там же:
”А дурные люди пойдут в Хель, а оттуда в Нифльхель. Это внизу, в девятом мире”.
”...vándir menn fara til Heljar ok þaðan í Niflhel. Þat er niðr í inn níunda heim”.
Возникает вопрос: каким образом Хель - дочь Локи - может обладать властью над девятью мирами, если часть традиционных ”девяти миров” выпадает из этой картины? В Асгарде правит Один, в Ванахейме - владычествуют ваны. Альвхеймом управляет Фрейр, Йотунхеймом - йотуны...
Есть, конечно, вероятность, что таким образом понималась ”власть смерти” над всеми существами, в том числе и божественными. Но пассаж ”это внизу, в девятом мире” недвусмысленно указывает на то, что _до_ девятого мира надо пройти ещё восемь. И такая трактовка будет очень близка к переводу ”Речей Вафтруднира”: ”девять прошёл я миров до Нифльхеля вниз” или ”под Нифльхелем внизу”.
Складывающаяся картина очень напоминает то, как видят ”подземный мир”, ”мир смерти” различные народы. В некоторых мифологиях и религиях ”подземный мир” - это несколько уровней, расположенных друг под другом. У ацтеков их - 9 (Миктлан), у китайцев - 18, у буддистов - 16 (8 холодных и 8 горячих ”нарак” ), у индуистов - 7 (Патала), у греков можно насчитать 5 уровней ”подземного мира”.
В Европе похожая концепция появилась и в христианской культуре - в ”Божественной комедии” Данте ад состоит из 9 ”кругов”. И было бы очень интересно узнать, на основании чего Данте выстроил её.
Всё это в совокупности говорит, скорее, о том, что ”девять миров”, упоминаемые в эддических песнях - это не общее количество всех миров, принадлежащее разным родам - асам, ванам, ётунам, а миры, которые находятся ”под землёй”, во владении Хель.
Упомянутые в ”Прорицании вёльвы” ”девять великанш” могут быть теми, кто охраняет доступ в эти миры. На это косвенно может указывать эпизод из ”Поездки Брюнхильд в Хель”, где Брюнхильд беседует с некой великаншей. Более того: в ”Младшей Эдде” прямо указано, что дорога в Хель проходит по мосту Гьялларбру, который охраняет великанша Модгуд.
Необходимо также учесть, что по ”Речам Альвисса”, например, можно насчитать 7 миров, по количеству разных существ, которые их населяют. Можно было бы присоединить к этому числу Нифльхейм и Мусспельхейм, и тогда бы вышло ровно ”девять миров”. Но, во-первых, это противоречит картине, которую мы видим по ”Речам Вафтруднира” и ”Прорицанию вёльвы”. Во-вторых, проблема в том, что в ”Старшей Эдде”, которая является более древним источником, Мусспельхейм не упомянут вообще. Упомянуты только некие ”сыны Муспелля”, ”люди Мусспеля”, и далеко не факт, что Мусспель - это название мира. Это может быть и имя некоего существа.
С Нифльхеймом - то же самое. В ”Старшей Эдде” есть уже виденное нами название Нифльхель, а Нифльхейм встречается лишь в ”Младшей Эдде”, написанной спустя около 200 лет после христианизации Исландии, и в ”Вороновой ворожбе Одина”, которая могла быть написана уже под влиянием ”Младшей Эдды”.
ИСТОЧНИК: facebook.com - КругРУН
#КругРУН_статьи
#КругРУН_мифология
Ю. Слеповронский (с)
”Старшая Эдда” говорит нам о ”девяти мирах” дважды: в ”Прорицании вёльвы” и в ”Речах Вафтруднира”.
”Прорицание вёльвы”, привычный нам перевод (Корсуна):
...помню девять миров
и девять корней
и древо предела,
еще не проросшее.
Оригинал с подстрочником (по словарю Клисби - Вигфуссона):
...níu man ek heima,
níu íviði,
mjötvið/mjötuð mœran
fyr mold neðan.
...девять помню я миров
девять великанш,
древо меры великое/измеритель великий
под землёй внизу.
Вёльва даёт локализацию того, что она помнит - ”под землёй внизу”. Сложно сказать, относятся ли эти слова только к ”древу меры” или же ко всему, что она перечисляет.
Теперь взглянем на ”Речи Вафтруднира”:
...все девять миров
до дна прошел
и Нифльхель увидел,
куда смерть уводит.
Взглянем на подстрочник:
...níu kom ek heima
fyr Niflhel neðan;
hinig deyja ór helju halir.
девять прошёл я миров
под Нифльхелем внизу/до Нифльхеля вниз,
туда умирают из Хель люди.
Последнюю строку, видимо, надо понимать как ”это то место, куда отправляются те умершие, что предназначены Хель”. С другой стороны, так может описываться ”вторая смерть” уже умерших обитателей Хель, которых проглатывает Нидхёгг.
Вообще, интересно то, что здесь ”Речи Вафтруднира” и ”Прорицание вёльвы” очень близки. Сравните:
níu man ek heima - níu kom ek heima
fyr mold neðan - fyr Niflhel neðan.
По сути, заменены лишь два слова
”Младшая Эдда” также говорит нам о ”девяти мирах”:
”А великаншу Хель Один низверг в Нифльхейм и поставил ее владеть девятью мирами...”
”Hel kastaði hann í Niflheim ok gaf henni vald yfir níu heimum...”
Там же:
”А дурные люди пойдут в Хель, а оттуда в Нифльхель. Это внизу, в девятом мире”.
”...vándir menn fara til Heljar ok þaðan í Niflhel. Þat er niðr í inn níunda heim”.
Возникает вопрос: каким образом Хель - дочь Локи - может обладать властью над девятью мирами, если часть традиционных ”девяти миров” выпадает из этой картины? В Асгарде правит Один, в Ванахейме - владычествуют ваны. Альвхеймом управляет Фрейр, Йотунхеймом - йотуны...
Есть, конечно, вероятность, что таким образом понималась ”власть смерти” над всеми существами, в том числе и божественными. Но пассаж ”это внизу, в девятом мире” недвусмысленно указывает на то, что _до_ девятого мира надо пройти ещё восемь. И такая трактовка будет очень близка к переводу ”Речей Вафтруднира”: ”девять прошёл я миров до Нифльхеля вниз” или ”под Нифльхелем внизу”.
Складывающаяся картина очень напоминает то, как видят ”подземный мир”, ”мир смерти” различные народы. В некоторых мифологиях и религиях ”подземный мир” - это несколько уровней, расположенных друг под другом. У ацтеков их - 9 (Миктлан), у китайцев - 18, у буддистов - 16 (8 холодных и 8 горячих ”нарак” ), у индуистов - 7 (Патала), у греков можно насчитать 5 уровней ”подземного мира”.
В Европе похожая концепция появилась и в христианской культуре - в ”Божественной комедии” Данте ад состоит из 9 ”кругов”. И было бы очень интересно узнать, на основании чего Данте выстроил её.
Всё это в совокупности говорит, скорее, о том, что ”девять миров”, упоминаемые в эддических песнях - это не общее количество всех миров, принадлежащее разным родам - асам, ванам, ётунам, а миры, которые находятся ”под землёй”, во владении Хель.
Упомянутые в ”Прорицании вёльвы” ”девять великанш” могут быть теми, кто охраняет доступ в эти миры. На это косвенно может указывать эпизод из ”Поездки Брюнхильд в Хель”, где Брюнхильд беседует с некой великаншей. Более того: в ”Младшей Эдде” прямо указано, что дорога в Хель проходит по мосту Гьялларбру, который охраняет великанша Модгуд.
Необходимо также учесть, что по ”Речам Альвисса”, например, можно насчитать 7 миров, по количеству разных существ, которые их населяют. Можно было бы присоединить к этому числу Нифльхейм и Мусспельхейм, и тогда бы вышло ровно ”девять миров”. Но, во-первых, это противоречит картине, которую мы видим по ”Речам Вафтруднира” и ”Прорицанию вёльвы”. Во-вторых, проблема в том, что в ”Старшей Эдде”, которая является более древним источником, Мусспельхейм не упомянут вообще. Упомянуты только некие ”сыны Муспелля”, ”люди Мусспеля”, и далеко не факт, что Мусспель - это название мира. Это может быть и имя некоего существа.
С Нифльхеймом - то же самое. В ”Старшей Эдде” есть уже виденное нами название Нифльхель, а Нифльхейм встречается лишь в ”Младшей Эдде”, написанной спустя около 200 лет после христианизации Исландии, и в ”Вороновой ворожбе Одина”, которая могла быть написана уже под влиянием ”Младшей Эдды”.