Предупреждалка: При всем моем уважении и любви ко многим людям, указанным в видео, когда исполнялась песня, я должна (потому что меня бомбит от восторженных комментариев в сторону исполнения), просто обязана высказаться. А, чтобы быть максимально объективной, буду говорить и о плюсах, и о минусах. Еще: Я постоянно учусь и изучаю новые техники, понимаю на слух, как именно спета та или иная часть, та или иная нота. Работая с вокалистами над тем, как из наличествующего у них материала, сделать что-то интересное, могу высказаться более или менее объективно-специально. Поехали.
Для начала: видео Oscars 2020 In Memoriam Billie Eilish Performance
Теперь будем разбирать сначала по таймингу, потом общие выводы о работе.
По таймингу: МНОГА БУКАФФФФфффф - слабонервным и с клиповым мышлением будет трудноПо таймингу: Вокализ до 0:20: В целом, довольно тихо, но красиво. Из-за почти шепота, звук завалился в нерабочую ноту в самом конце и вышел на сип. Такое часто наблюдаю, как у других вокалистов, так и у себя, потому стараюсь в таких ситуациях максимально поддержать звук опорой. Это сложный звук и здесь надо попотеть, чтобы хоть что-то вышло не сиплое, а шепотное. К сожалению, у Билли опоры тут не было слышно. Я попробовала спеть то же самое, поняла, что для такого звука и атаки опора вообще не нужна. Она просто выпустила воздух. Потому последняя "м", которая уходила вниз к "ми", или "фа" (должна быть "фа") ... или что там получилось, не была шепотом. На него не хватило дыхания... далее она его уже толкала слегонца, потому такой обрывистый шепоток.
До 0:24: фраза "yesterday" уже изначально хорошо слышно, что звук прошипела через зубы. Я попробовала из позиции через зубы выйти на маленькую щель и сгрупировать все положение гортани таким образом, чтобы не заглотить "й". В целом, если работать с опорой, то выходит довольно плотное звучание на всей длительности фразы, включая и нижнюю ноту. Без опоры открывается щель и вываливается воздух, снова шепот и заглатывание звука на "й". Это, что получалось у меня опытным путем. Что у Билли: Зубы в начале фразы таки до конца не сжаты, потому нота вышла легко, но, по какой-то причине, концовка вышла снова в нерабочую (неконтролируемую) часть. Так, как если бы у нее сложности с этой самой нотой "фа". Хотя я бы не сказала, что тут большой разброс... даже в одной октаве. Может, все дело в вибрато... на него надо много усилий, если поешь тихо.
До 0:32: "All my troubles seem so far away". Красивая атака, в целом вся фраза пропета ровно и очень эмоционально. Хороший и достойный вибрато в окончании фразы. Начало фразы интересно подано за счет уплощения звука... хотя это нельзя использовать постоянно. После "All" у нее действительно все округлилось и получился такой вариант исполнения романса. Я прям даже представила себе "А напоследок я скажу".
До 0:38: "Now it looks as though they're here to stay" очень хорошо, все, как и в предыдущей фразе, хотя не было уплощенного гортанного звука, имитирующего Лану Дель Рей.
До 0:42: интуитивно хорошо вдох сделала, красиво вышло даже в плане звучания истории в композиции. Тем не менее, сама фраза "Oh, I believe in yesterday" очень вымученно звучит: "Oh, I" по ощущениям звучит так, как будто бы у нее уже нет воздуха на окончание этой фразы. Похоже на ситуацию с Джимом Керри, в одном из фильмов, где он, сначала сделал очень длинный вдох, выпустил из себя долгую тираду и потом жадно вдохнул воздух. "Believe in yesterday" Вообще очень вымученно. Через зубы. Особенно "in yesterday" - звучало без опоры, на горле; и ощущение было, что она сейчас это допоет и помрет. Она даже "естердей" не договорила в микрофон.
NOTE: Я посмотрела еще ряд живых выступлений, чтобы понять, что это не разовое. Оказывается, она часто не договаривает фразы следующим образом: на концовку фразы не хватает дыхания, она на износе резко отворачивается от микрофона, или убирает его ото рта и кажется, якобы у нее просто визуально слишком эмоциональное исполнение, но она ее просто даже не может дотянуть. Потому что микрофон она часто убирает уже когда остановилась. Так и в этом фрагменте. Вот именно эта проблема у нее часто фигурирует в живых выступлениях, и это, ИМХО, не фича, а бага. С фразой "in yesterday" еще такое бывает, когда доходит до самого нижнего порога в вокальном диапазоне, и, все еще, голосом ноты можно взять, но они уже не рабочие (то есть их контроль не возможен, на нотах в нижнем пределе могут вылетать баги, не работает вибрато, не управляется велосити и т.д. и т.п.). В общем, когда она начала петь "-terday" – вернулась в привычный своему голосу и комфортный уровень герц и все стало звучать норм опять. Хотя, в песне то есть и более низкие ноты и она с ними справляется.
С 0:45: "Suddenly" - если бы я текста песни не знала, но я бы нивжизнь не разобрала, что она хоть что-то там пела. Я условно догадалась, что ее плямканье губами и мяуканье – это именно это слово. Я больше слышала лязг ее языка и небольшой пузырек воздуха в букве "л", чем ее слово.
С 0:50: "I'm not half the man I used to be". Довольно классная фраза и красивая импровизация на "used to be". Чистое звукоизвлечение. Вопросов нет.
С 0:57: "there's the shadow hanging over me". Красивое сочетание дыхания и фраз. Ровный звук. Путь даже и на слишком вытянутом по звуку микрофоне. Прям даже чтобы ловить шепот.
С 1:02: "Oh, yesterday" Снова, по какой-то причине, начало слова "yesterday" сжевано нерабочими нотами. Это не шепот – это отсутствие возможности взять ноту. Странно, что это "фа" (которая yes...(terday)) и ее, кажись, в других местах она берет нормально.
С 1:06: "Came Suddenly" Тут та же самая беда, особенно на слове "внезапно". Сильный свист на нижней ноте. Хотя она вполне в ее диапазоне. Имхо, в этом случае, таки действительно отсутствие опоры и нехватка дыхания. Кроме прочего, на вокал наложили хороший такой реверб (у меня только аплодисменты и овации звукорежиссеру).
С 1:09: вдох и хорошая атака на первом слове "Why she (вдох) had to go, I don't know, she wouldn't say" - вибрато в конце фразы красивое и тут ее фича-бага с нестойким обрывистым голосом срабатывает хорошо и в пользу композиции (я не могу сказать, что это плохо, если это звучит в пользу исполнения). Потому здесь жирный плюс.
С 1:22: "I said something wrong, Now I long (вдох) for yesterday" Выход на первое слово интересный – штрабасовый. Надо будет тоже попробовать. Note: попробовала – кстати, благодаря штрабасу ее легче взять. Вот до вдоха явно было слышно, что это был не вибрато, а тремоло. Это случается, когда воздуха уже нет и дотягиваешь на сухом двигателе. С пропеванием "yesterday" в конце фразы у меня снова ощущение, что она внизу убрала микрофон специально, чтобы якобы закрыть недопетость фразы.
С 1:38: (манюсенький вдох) "Yesterday". Это, конечно же, круто, что микрофон вытянут максимально, чтобы ловить даже шепот. Но это так же вызывает целую кучу вопросов к такому катающемуся звуку именно в этой спетой фразе.
С 1:41: "Love was such an easy game to play" Очень хорошо и выход на верх красивый.
"Now I need a place (вдох) to hideaway" Хорошо, только странное звучание слова "hideaway", так, словно у нее в горле собралось много слюны. Хорошо, когда микрофон ловит все и на полную катушку.
(вдох) "Oh I believe (вдох) in yesterday" Начало песни снова очень напряженное и сильно для нее кажется низким. Кажется! А потом, чтобы уже не тянуть вниз, небольшая импровизация на "yesterday" - покатит, потому что так лучше, чем шептать.
С 2:10, когда начали показывать Годфри Гао, пошла вокализация. Хорошо, вкусно и грамотно.
С 2:27: "Why she (вдох) had to go, I don't know, she wouldn't say" с красивыми распевами, действительно похожими на романсы, только с чем-то испанско-цыганским.
С 2:39: "I said something wrong, Now I long (вдох) for yesterday" Снова тут ощущение, что до слов "Now I long" уже так тяжело, что у нее давление подымается (до 200 на верхнем и до 100 на нижнем), но, если не учитывать личных ощущений, смотрите выше про романсы.
С 2:54: "yesterday" - снова эта, с едва заметной дикцией, фраза. Сказать так, что даже в такой чуткий микрофон едва слышно – это надо так уметь.
С 2:58: "Love was such an easy game to play" - спето хорошо. Но есть ощущение, что голос уже сильно напряжен. Хотя на "easy" был красивый вибрато.
С 3:06: "Now I need a place to hideaway" - здесь немного голос расслабился. Меньше хрипа, но и меньше атаки.
С 3:10: (вдох) Oh I - "I" не просто прошептала, а совсем без голоса прошептала.
NOTE: лично по себе сужу. У меня такое бывает, когда я пою на расслабухе, без опоры всю песню, песня лирическая медленная и я не беспокоюсь, что меня кто-то будет оценивать за мои вокальные данные, потому что мне в этот момент глубоко посрать даже на личные ощущения в связках и горле, которое, кстати, в подобных ситуациях сильно сухое уже и саднит, и пить, как верблюду после трех месяцев в пустыне хочется.
"Believe" (это был вдох или ... что это было?) звук "б" совсем смятый, глухой, и явно губы расслаблены до такой степени, что они даже не постарались выдать нормально ноты.
"In yesterday" - здесь все же спела.
На Кирке Дугласе: "Mmmm, I believe (вдох) in yesterday". И снова "естердей", еле вытянула в ноту. Это "фа". Она не самая низкая в песне. Почему "ми" берет, а эту вот никак? Она ее то берет, но у нее нифига не выходит. Хм...
И далее она пропела "мммммммм" Движение микрофоном? Это чтобы сымитировать вибрато, или показать, насколько звукорежиссер крут? Или что у нее микрофон ниипически офигезен? Потому что от ее мотания перед губами микрофоном существенно ничего не изменилось. У меня есть теория: у всех вокалистов есть фишка с руками. Редко, когда вокалисты поют не жестикулируя, или не делая никаких манипуляций с микрофонами. У некоторых - это даже такая визитная карточка. Поясню что смутило: при таком легком колебательном движении и такой малой амплитуде, хороший микрофон с хорошо выставленным звуком будет ловить одинаково, что справа, что с лева.
Разбор по таймингу OVER.
Теперь - ОБЩИЕ ВЫВОДЫ по данной работе. Имхо. Явно очень хорошо продуманная вокальная партия. С чуть ли не пословным разбором каждой фразы и как ее петь. Явно слышно, что некоторые фразы целиком даются ей с трудом и потом за ними следуют мучительные вдохи. Внешний пофигизм в исполнении - это отлично доказывает и мою версию, и то, что ей совсем пополам, как ее будут оценивать. Это, кстати, очень позитивный момент для всех вокалистов, у которых нет особо выдающихся вокальных данных. Но это надо брать на заметку, кстати, всем. Не только первым, но и начинающим вокалистам с сильными голосами и хорошим начальным диапазоном.
Еще это может быть связано с какими-то чудодейственными транквилизаторами или какими-то специфическими лекарствами. Почему я так решила? Она недавно раскрыла всем то, что у нее Синдром Туретта, это заболевание не контролируемое и по заказу не останавливается. Если кто видел, как она запрокидывает голову назад, или говорит что-то невпопад... было бы хорошо знать. Иначе мне очень трудно поверить в ее диагноз.
Шепот - это не вокал. Это хороший прием, но не вокал. Услышать весь диапазон ее, как вокалистки, мне все еще не удалось. Эта песня, несмотря на расхваленность, не дает мне лично понимания о ее великом вокальном таланте. Не распетая, с зажатыми низами, с изрядной долей пофигизма по поводу своих же лагов.
Единственное, что мне очень нравится - это вибрато. Хотя звучит оно не всегда как вибрато, и часто срывается, превращаясь в тремоло или шепот. То, что у нее плавают ноты - это тоже стало понятно. Хотя, я предполагаю, что просто тональность песни вообще ни разу не ее. Это ее спасает. Я бы, правда, не бралась петь в такой тональности на таком мероприятии, как Оскар, а подняла бы хоть на пол тона. Пела то в живую. Брат мог бы помочь... Кстати, о брате. Имхо, но его вокал куда сильнее.
Akabe Shadow, хыхы)))) я там более подробно, но почти о том же. Просто сейчас людей хайпит на этой шоу-персон, а особенно на именно этой песне. Хотя, даже невооруженным ухом слышно, что спета она средне паршивенько.
mikomijade, ага, я потом прочитала твои изыскания - очень интересно! Мне порой кажется, что людей тянет на что-то, мягко говоря, странненькое - и потом оно становится жутко популярным фиг пойми за что.
Akabe Shadow, согласна, учитывая то, что на сегодня есть очень сильные и популярные вокалисты. Которые действительно заслуживают славы. А с нею у меня стойкая ассоциация с одним рассказом о художнике, которому друг предложил заработать и славу и деньги ни на чем. А если ему будут задавать вопросы, то пусть он в ответ говорит: "вы когда-нибудь видели, как течет река"?
Нет души в исполнении...
Мне порой кажется, что людей тянет на что-то, мягко говоря, странненькое - и потом оно становится жутко популярным фиг пойми за что.
Любительские каверы гораздо лучше бывают.