May the Force Be With You!
Альбом: Long Live Rock 'n' Roll
Год: 1978
Студия записи The Strawberry Studio в Château d'Hérouville (Франция) - Honky Château
Альбом записывали довольно долго из-за проблем с музыкантами, тем не менее, к декабрю 77 года эпопея завершилась записью последнего трека под названием "Gates of Babylon."
Вот о нем хочу поведать сегодня.
Кроме того, что эта песня считается одной из самых значимых в творчестве группы времен Ронни Джеймса Дио, она мне лично интересна своей тематикой и закрученностью образов. Как минимум, они кажутся закрученными мне – человеку, немного интересующемуся историей древней Месопотамии и, в частности, религией тех времен (подчеркну – «НЕмного», я не фанат, хотя люблю Гильгамеша и Иштар особо).
Название песни наводит на мысль о прекрасных вратах богини любви – Иштар, построенных в Вавилоне времен царя Навуходоноссора II. Врата были одними из 9 врат, которые вели во внутренний город и, каждой весной их проходили процессии ради празднования нового года (www.ancient-origins.net/ancient-places-asia/mag...). На вершине этих врат любой мог насладиться городом (полагают, что от туда можно было увидеть весь Вавилон). Сами врата – прекрасны и являются достоянием древнего искусства. Одно из имен врат гласит: «Иштар – та, кто разит своих врагов» (от себя могу сказать, судя по эпосу о Гильгамеше, в немилость ей лучше не попадать). Считалось, что простым людям сквозь эти врата пройти не дано. В общем, запрещено.
Теперь по сути вопроса: Иштар – богиня любви, политики, справедливости, страсти, войн, сражений, которую часто ассоциируют с Венерой, или утренней зарей. Я бы сказала, что мы знаем в Христианстве еще одного персонажа, которого сравнивают с Утренней Зарей – Люцифер. Дьявол? О нем Дио поет? Кто знает. Априори считаю свои личные домыслы притянутыми за уши. Тем не менее, для христианского мира Иштар (она же Инана и Астарта) является воплощением скорее разврата, с которым также ассоциируется и Вавилон. Кстати, немного ереси от науки. Само название города Вавилон с древних языков исследователи переводят как «Врата Бога».
В христианстве Вавилон ассоциируется со злом, властью и известной всем (зачем-то) блудницей Вавилонской.
Пройдемся теперь по тексту.
Думаю, что первые строки просто говорят о том, что в этом городе есть все, что только пожелает душа. Чего уж там, ведь Вавилон в свое время был самым большим городом мира. Тут могло быть что угодно и для кого угодно. Соблазнов тоже хватало. «Не надо думать о морях, здесь ты сможешь попасть, куда тебе захочется. Раздели видения со мной, в погоне за ветром. Приблизься! Со мной ты будешь тем, кем возжелаешь, ведь ты готов воззреть врата Вавилона.»
Далее песня рассказывает нам о том, что прошлое города – ловушка, город пал во грехе и грех его забрал. Думаю, что так. Я не уверена, ведь это всего лишь слова и моя интерпретация их согласно истории кусочка пустыря в нескольких десятках километров от современного города Багдада. «Власть былых времен подымается, чтобы поймать тебя в западню волшебных ковров, джинов и чего-то еще в городе райского греха. За связь с Дьяволом ты должен заплатить, за связь с ним ты теперь – его. О, врата Вавилона.» (Кстати, пока переводила, подумала о том, что, по некоторым данным, Эдем действительно географически находился в Междуречии Тибра и Евфрата, технически… где-то около Вавилона – снова: считать мои домыслы - домыслами).
Вот, пока я не пыталась вникнуть в смысл текста, привязывая его к реальной истории, песня для меня была действительно магической… сейчас она трансцендентальна (прям как арканы в ТАРО). «Ты видишь, но ты слеп, ведь солнце вращается теперь назад. И, все же, ты видишь их – врата Вавилона.» Так, словно в самом тексте теперь вижу множество подтекстов. Я уже постепенно начинаю себе напоминать ту тетеньку из телевизора, которая в глюках принтера расшифровала инопланетное послание =). «Ты в пути с бесконечным караваном, связан и продан как раб. И даже если танец с саблями снимет пелену с глаз, ты все еще здесь. Ведь за связь с Дьяволом ты должен заплатить, за связь с ним ты теперь – его.»
Потом Ронни Джеймс Дио повторяет еще разок несколько уже звучавших куплетов и завершает все, теперь уже совсем для меня внезапными словами: «Ведь за связь с Дьяволом ты должен заплатить, за связь с ним ты теперь – его. Черные врата Вавилона, а Дьявол – это я. И у меня ключи к сладостному раю Вавилона.»
Вот к таким выводам приходишь, обладая определенного рода информацией и недельным недосыпом.
И я – не я, если не пробегусь по каверам песни.