Я бы не начала писать этот текст, если бы не недавно приключившиеся события, которые заставили меня задуматься об этом. На последнем занятии японского в этом году нам предложили, вместо теста, сделать 発表, то есть, доклад. Название доклада «友達に紹介したい私の日本», или, на понятном языке, «Япония, с которой я хочу познакомить своих друзей». Не то чтобы я сильно стремилась всем своим друзьям рассказывать о той Японии, которая притягивает меня, но задание поставлено и я решила, что я буду рассказывать о том, что я бы рассказала, если бы меня таки об этом попросили. О той Японии, которая меня притягивает и манит. И вот, в ходе рассказа о Японии, которая мне интересна; та, которая могла бы дать понять моим друзьям, что же именно мне так нравится в стране восходящего солнца, я рассказала о музыке. То есть, там была не только музыка, но где-то половина от всего моего доклада касалась ощущений связанных именно с этим видом искусства. Потому хочу немного и расписать это все здесь. То есть, расписать именно то, что поняла, пока рассказывала об этом в аудитории. Кто мой доклад слышал, частично прочтет здесь повторяющуюся информацию. Кто нет – тому, может быть, даже вновь будет то, что я напишу. Стою я перед группой, показываю на мониторе странички из своего коряво на коленке сделанного пауер-пойнтовского дока, где мелькают фото и короткие текстики, и говорю, что еще со школьных времен размышляла на тему того, какой же должна быть музыка в Японии. Я не знаю, с чего это мне так в голову взбрело в школе думать о Японии, да еще и вслух с одним моим другом это обсуждать, ведь тогда я от Японии была на столько же далека, как и от автохтонных новозеландцев сейчас. Тем не менее, мне, почему-то тогда очень хотелось послушать японского рока. Небольшой ввод в историюНебольшой ввод в историю того разговора с другом в школе: и я (и он) увлекались приблизительно похожей музыкой. Я не знаю, увлекается ли он такой музыкой сейчас, но мои интересы мало в чем изменились с тех пор. Я и тогда, и теперь люблю всякую музыку, но особенно люблю разные направления рока. Так вот, очень мне тогда захотелось узнать каков же он – японский рок. Да, думаю, что предпосылками было то, что я насмотрелась всяческих Сейлормунов, Сакур, Чобитов и Ласт Экзайлов и привлекли песни в титрах. Не – тогда я не знала таких умных слов как «оупенинг» и «эндинг» и, тем более, не в курсе была, что все это называется ОСТами. Для меня это были просто красивые песни на очень красивом и мелодичном языке, от которого срывало, разворачивало, выворачивало все чувства на изнанку и хотелось лететь – вот прям в ту же секунду и ощутить ветер под крыльями. Да, я еще тогда (во время доклада) сказала, и сейчас повторю, что я никак не объединяла эти самые аниме и их ОСТы с Японией. Для меня аниме, вместе с его музыкой – это вообще отдельная тема, и она мало касалась Японии. Сейчас, правда, я точно вижу связь. И это уже часть той самой Японии, которая, если так хорошо подумать, то была незримо в моем бытии даже тогда, когда я о ней вообще не думала. И так, сидим мы с ним на большой переменке и трещим «про рок» (прямо как Джей и Тихий Боб (* Д *) гыгы). И тут меня торкает на размышления вслух: «От бы знать, а какой рок у японцев». На это мой друг говорит: «Я думаю, что он просто совсем агрессивный». Я: «В каком смысле?» Он: «Ну, японцы всегда такие сдержанные, всегда скрывают свои настоящие чувства…думаю, что их же надо куда-то выплескивать. Вот они их в музыку и выплескивают. Вот вся агрессия и переходит там в музыку». На этом я тихо призадумалась и решила, что, пока что, я еще не готова к дикому и необузданному року из Японии. Если уж мне это говорит человек, который слушает Тиамат, Дисмембер и прочее, я бы сказала, очень далекое от штилевой музыки, и считает, что японцы совсем с катушек съезжают в своей музыке, то я еще морально к этому не готова. Как минимум, я себе даже представить не могла что-то потяжелее и агрессивнее треш, дез и прочих упоротых направлений могло бы быть. Потому мы перешли к более легким разговорам о том альбомчике «Моей умирающей невесты», который он мне дал послушать. Прошло время. Я уже начала работать после университета. Я все еще обезбашенный и увлеченный Бонджовями и, по ходу, всем, что может и появляется нового в различных музыкальных направлениях. Я странный представитель молодежи, который для некоторых моих знакомых старшего поколения является уникумом, потому что я знаю и люблю Дип Перпл, Рейнбоу, Канзас, Энималз и прочих, кого, как они уже думали, молодежь стала забывать. Я – человек, которого не менее удивили мои же студенты, которые в числе всей группы (я не уверена, был ли это троллинг) но не знают, кто такой Майкл Джексон, потому что во время обсуждения одной из тем, я упомянула его имя и мне задали вопрос, мол «А кто это?»… И вот этот вот почти взрослый человек решил, что хочет учить японский язык. Я уже неоднократно рассказывала свою страшную историю о том, что я потратила пять лет на поиски курсов, что потом плюнула и начала учить самостоятельно через интернет. И что на моем примере работает тот самый принцип, что «под лежащий камень вода не течет» и что, начав его изучать, события привели меня таки на курсы… В общем, я поняла, что далеко я не уплыву на своем плоту японского, если не буду подкреплять его фильмами и музыкой. И тут я снова вернулась к мысли, что надо бы начать слушать японскую музыку. Снова я возвращаюсь к тому факту, что мне куда интереснее именно рок-музыка, потому я и спрашивала всех своих знакомых анимешников, кинолюбителей (в общем, всех, кто хоть как-то знаком с японской культурой в моем окружении), что бы они мне посоветовали послушать из японского. Несколько раз, так вот спросив и людей из-за бугра, и нашенских, о том, что бы они мне посоветовали – мне бросали длиннющие списки групп, в которых, кстати, повторялись названия, и это обратило на них мое внимание. Там были BUCK-TICK, Malice Mizer, Lárc En Ciel, The Gazette, GACKT и еще много других. Вышеупомянутые звучали у всех. Пугало только то, что, обычно люди так бросают либо от нежелания ввести в курс событий и лишь бы что, либо по своему собственному вкусу, который не обязательно совпадает с моим. Потому, от такого большущего количества групп, стало дурно и страшно. Я застопорилась аж до момента знакомства с Денисом (аниме, косплей, джей-рок…), в общем…много-много точек соприкосновения. Мы разговорились с ним, общались на самые разные темы. Оказалось, что у нас, в целом и музыкальные вкусы похожи. Я ему пояснила свою ситуацию, и он предложил начать с Гакта. Так как это его любимый исполнитель. Вот так я и узнала о своем любимом музыканте. Так я потеряла свой страх перед японской музыкой. Хотя нет – теряла я этот страх довольно долго, потому что пришлось сильно менять свои взгляды, убирать множество стереотипов, делать свое восприятие мира немного более гибким. Поначалу, для меня внешний образ японских музыкантов и их музыка вообще были совершенно несвязываемыми пунктами. Было даже время, когда я слушала The Gazette, «тащилась» от их музыки… и смотрела на фото Урухи, Рейта, Аой, Руки, Кай… и ну вот вообще никак не связывала… пока не посмотрела один клип на уже известную мне песню из их диска, который слушала. Можете надо мной смеяться, но я реально получила шок и тот самый когнитивный диссонанс, потому что замечательные нежные ангелоподобные создания на фото и эта музыка… они (в моем тогдашнем восприятии) были вообще несовместимыми., а оказались одним целым. Красивый визуальный образ и довольно сильная, частями даже рокабильная музыка, слушая которую, представляешь себе эдаких мускулистых чуваков с ирокезами, разъезжающих на чоперах и увешанных тату и пирсингами так, что их в аэропорту мимо металоискателей пропускают… а тут такое. То же самое было и с ГАКТом. Я долгое время просто слушала его музыку, наслаждалась его голосом и вообще не могла смотреть на его фото и видео. Единственный исполнитель, который вызывал у меня симпатию и ощущение гармонии визуального и аудиального восприятия в японской музыке, был Атсуши Сакурай из BUCK-TICK. Это, я бы сказала, вообще тот самый образ музычины, который становясь все старше, становится все интереснее. Воспринимать было трудно, потом что-то изменилось. Я уже не смотрю на мир так, как это было раньше. Я не знаю, остался ли во мне тот самый стереотип, что такую музыку могут делать только здоровенные дядьки, на которых можно 6 гектар вспахать не глядя… Хотя мне трудно представить себе Рони Джеймса Дио, запряженного в плуг и тянущего борозду по полю, бугога, … могу Халка Хогана, или Скалу запрячь…но не его. Да и никто не исключал Анжелу Гроссоу, и прочих супер-мега мощных див западного рока, которые очень далеки от того идеала тягловой лошади для вспахивания полей, а вокал которых заставляет задуматься об апокалипсисе. Да и исполнителей, чьи образы балансируют между мужским и женским на очень тонкой грани в западной музыке тоже появляется довольно много последнее время. В общем, мой детский вопрос о том, какова же она – рок музыка в Японии, постепенно начинает открываться мне. Что я могла бы сказать, уже немного узнав об этом? Да много что я могу сказать. Я могу сказать, что в Японии есть группы на любые вкусы и цвет (и это в прямом смысле этого слова). Я могу сказать, что в Японии есть и группы, которые выглядят привычно для западного слушателя и те, которые вызывают панику. Есть и те, кто вдохновил великого и ужасного Менсона, и те, кто нравится даже самым большим ненавистникам всей Японии. Есть группы, которые крайне плохо поют по-английски, и те, которые поют по-английски превосходно. Есть те, кто вообще плохо поет, но кого очень любят, и те, кто поет гениально, но кто мало кому известен. Есть даже европейские исполнители, которые считаются японскими, есть смешанные…в общем, есть всякое. Что уж говорить о стилях исполнения и визуальной оболочке. Точно могу сказать, что есть группы, которые будут полностью понятны европейскому слушателю, и такие, которых стоит понять, чтобы понять хоть чуток ту культуру, которую они передают через свою музыку. Есть и такие, чье творчество стоит принимать в себя осторожно. Есть такие, кого трудно вообще понять, или отнести к тому или иному типу музыки. Есть такие, кто работает и в поп-музыке и в рок, и в электронике… В общем, Японская рок-музыка на столько сферически разнообразна, что ее стоит начинать слушать дозировано и с вводным курсом лекций. И стоит немного сдерживать свои эмоции, потому что эта музыка не оставляет равнодушным, если ты ее по-настоящему услышал. Вот такая вот странная история. А, напоследок, песня, которую я представила на докладе, как один из примеров музыки, которая бы открыла для моих друзей именно ту Японию, которую я прячу у себя в сердце.
Спасибо за такую интересную тему! Я на нее периодически размышляю, но не могу пока ничего конкретного выразить словами))) кроме того, что совершенно согласна, что мир японской музыки очень разнообразный и мне кажется гораздо разнообразнее, чем в других странах.
MarleeneNord, мне вот тоже кажется, что большего разнообразия я еще не видела. Другие страны просто прозводят все в общем духе европейско-американского, с небольшими элементами своей или чужой этники. И есть подражатели джей-рока. В каждой стране, тем не менее, можно найти что-то интересное. Но такого количества, как в Японии...тут я с тобой соглашусь.
XAMTAPO, в общем, сразу после доклада я убежала, хотя, на следующее занятие (следующего занятия не должно было быть, но мне потом сказали уже по фисбуку одногруппники, что надо прийти еще на одно), мне все мои приколы вспоминали.
mikomijade, Возможно это вызвано как раз тем, что Япония всегда хотела догнать запад и сделать еще лучше. Мне кажется этот подход и в искусстве прослеживается - взять западную идею и сделать ее настолько лучше, что уже и не узнает никто)) Потому что для Америки, например, музыка - это естественно. Народная музыка, фолк, блюз... У них всегда это было, есть и будет, на протяжении всей истории. Нет необходимости что-то кардинально менять и придумывать новое. Для Японии мне кажется не так, для них музыка больше искусство и они стараются себя выразить, стараются сделать лучше и из-за этого развиваются.
MarleeneNord, тут спешу не согласиться. Просто не считаю, что дело все в природности и неприродности музыки. Особенно учитывая длину существования культур в сравнении. В природе каждого народа лежит искусство, в которое обязательно входит и музыка. Тем не менее, Америка - это не одна национальность - это один народ, включающий в себя многонациональный котел, в котором варятся самые различные культуры и элементы. Япония же однородна. Кроме того, Япония насчитывает несколько тысяч лет существования и развития культуры, в то время как Америка собирала по крупицам со всего мира то, что сейчас есть американской культурой с момента, когда она стала пристанищем для пилигримов. То есть, чуток более чем 400 лет. И к этому добавить где-то тысячи две от истинных жителей Америки, у которых современные американцы почерпнули не меньше. Ассимиляция культур - это естественно. Сохранение этнических особенностей в виде фолка - также ествественно. Смесь современного и фолкового - это везде и у всех интересно. К чему я веду? Мне кажется, что у японцев тут дело совсем не в стремлении догнать и перегнать Запад. Здесь, думаю, суть как раз в восприятии мира. Японцы принимают все и черпают вдохновение отовсюду. Вот и выходит, что, со стороны это выглядит, как желание кого-то обогнать. Я думаю, что и сами японцы однозначно не ответят, почему у них все так. А мы тут с такой супер-мега уверенностью говорим о том, что именно хотят сделать они в своем творчестве. Синие занавески - это всего лишь синие занавески. ИМХО
mikomijade, Если смотреть с этой стороны, то согласна))) Японцы принимают все и черпают вдохновение отовсюду. Вот и выходит, что, со стороны это выглядит, как желание кого-то обогнать. Я думаю, что и сами японцы однозначно не ответят, почему у них все так. А мы тут с такой супер-мега уверенностью говорим о том, что именно хотят сделать они в своем творчестве. Получается разница культур дает такой огромный импакт))
Мне всегда очень хочется побольше знать историю, социологию и культурологию, чтобы уметь видеть связи и понимать, что и к чему привело))
Мне кажется, что импакт может дать что угодно. Люди просто не могут не взаимодействовать друг-с-другом. Я, правда, не совсем понимаю, что именно ты имеешь в виду.
Мне всегда очень хочется побольше знать историю, социологию и культурологию, чтобы уметь видеть связи и понимать, что и к чему привело)) Вот тут я просто всецело и полностью как и ты. Только вот, чем больше пытаешься узнать, тем больше понимаешь, что все еще глубже и запутаннее.
XAMTAPO, в общем, сразу после доклада я убежала, хотя, на следующее занятие (следующего занятия не должно было быть, но мне потом сказали уже по фисбуку одногруппники, что надо прийти еще на одно), мне все мои приколы вспоминали.
Потому что для Америки, например, музыка - это естественно. Народная музыка, фолк, блюз... У них всегда это было, есть и будет, на протяжении всей истории. Нет необходимости что-то кардинально менять и придумывать новое. Для Японии мне кажется не так, для них музыка больше искусство и они стараются себя выразить, стараются сделать лучше и из-за этого развиваются.
К чему я веду?
Мне кажется, что у японцев тут дело совсем не в стремлении догнать и перегнать Запад. Здесь, думаю, суть как раз в восприятии мира. Японцы принимают все и черпают вдохновение отовсюду. Вот и выходит, что, со стороны это выглядит, как желание кого-то обогнать. Я думаю, что и сами японцы однозначно не ответят, почему у них все так. А мы тут с такой супер-мега уверенностью говорим о том, что именно хотят сделать они в своем творчестве.
Синие занавески - это всего лишь синие занавески.
ИМХО
Японцы принимают все и черпают вдохновение отовсюду. Вот и выходит, что, со стороны это выглядит, как желание кого-то обогнать. Я думаю, что и сами японцы однозначно не ответят, почему у них все так. А мы тут с такой супер-мега уверенностью говорим о том, что именно хотят сделать они в своем творчестве.
Мне всегда очень хочется побольше знать историю, социологию и культурологию, чтобы уметь видеть связи и понимать, что и к чему привело))
Мне кажется, что импакт может дать что угодно. Люди просто не могут не взаимодействовать друг-с-другом. Я, правда, не совсем понимаю, что именно ты имеешь в виду.
Мне всегда очень хочется побольше знать историю, социологию и культурологию, чтобы уметь видеть связи и понимать, что и к чему привело))
Вот тут я просто всецело и полностью как и ты. Только вот, чем больше пытаешься узнать, тем больше понимаешь, что все еще глубже и запутаннее.