May the Force Be With You!
Большинство информации под катом!!!!
В общем, здесь буду писать и собирать различную информацию о веерах.
В целом, нам всем известно, что веер - это довольно красивая вещица, которая очень хорошо справляется с вентиляцией, когда совсем жарко. Пару десятков лет назад мода на веера сошла почти к нолю, но, сравнительно недавно, возможно, из-за жары, мода на веера вернулась. Сейчас магазинчики изобилируют самыми различными видами вееров. С модой на восточное, веера стали просто незаменимой вещицей, которую хотел бы иметь каждый, кто увлекается Азией.

Определение термина: небольшое, как правило, складное опахало для овевания лица, шеи и плеч. Складные веера были завезены в Европу в начале XVII века сначала иезуитами, а затем и торговцами, которые селились на побережье Китая. Западные мастера очень скоро научились их копировать (©).
Дополнение: (от веять — дуть, обдавать потоком воздуха, обмахивать, опахивать воздухом; нем. — Fächer; франц. — éventail; англ. — fan). Родина В. — Восток, где, вместе с опахалом и зонтиком, он был одним из атрибутов царского достоинства, что подтверждают древние индусские поэмы ( "Магабгарата" и "Рамаяна" ). Сохранившиеся в разных музеях памятники искусства (миниатюры, барельефы и т. п.) дают возможность заключить, что первые веера делались из листьев банана, пальмы и лотоса. По-санскритски веер называется панк-ха, и изображения его можно часто видеть на индийских саркофагах. Его воспевают поэты, им раздувают священный огонь; Индра, бог неба, держит в руке веер из павлиньих перьев. Веер из пальмового листа, называемый в Cиaмe maлапат, дал название всей касте жрецов, которые здесь зовутся талапоинами оттого, что держат постоянно в руках пальмовый лист. Богатые касты в Индии, для отличия от бедных, стали употреблять веер из павлиньих перьев "с глазами Аргуса", с резною ручкою. В Индии также встречается особый род гигантских вееров — панк-хи — обтянутые муслином рамы, приводимые в движение панкхи-бердарем, специальным для того слугою. Эти веера-вентиляторы, если можно их так назвать, встречаются на Востоке в домах богатых англичан, у которых они приспособлены в каждой комнате над каждой головой; их же можно видеть на судах, в храмах, гостиницах и т. п.
Происхождение веера теряется в глубине веков. Родиной веера считается Индия, где свидетельства древности этого атрибута царей, запечатлены на индусских барельефах и миниатюрах и упомянуты в древних индусских поэмах. На Востоке веер вкупе с зонтиком были атрибутами королевского положения. Для изготовления вееров использовались листья банана, пальмы и лотоса. Знать же, чтобы подчеркнуть своё положение в обществе, использовала веера из перьев павлина.
Дополнение: Богатые касты в Индии, для отличия от бедных, стали употреблять веера из павлиньих перьев "с глазами Аргуса", с резною ручкою. В Индии также встречается особый род гигантских вееров — панк-хи — обтянутые муслином рамы, приводимые в движение панкхи-бердарем, специальным для того слугою.
Image hosted by servimg.comАссирийцы и египтяне считали веер символом власти и рая. В Древнем Египте опахала, как прообраз современного веера, служили атрибутом величия фараона. Веера часто поручали носить лицам царского происхождения, которые имели особый титул — «носитель веера с правой стороны».
В Египте веер считался символом счастья и небесного покоя. На сохранившемся египетском барельефе изображены сыновья Рамзеса Великого с веерами из страусовых перьев. В подписи к барельефу они названы “веероносцами с левой стороны царя”.
Дополнение: В Египте носить веер или тем более иметь слуг с опахалами мог только очень знатный человек. На одном египетском барельефе сыновья Рамзеса Великого, держащие в руках веер из страусовых перьев, в надписи названы "веероносцами с левой стороны царя".
Дополнение 2: здесь вы прочтете об истории веера немного больше....
Дополнение: В Китае веер составляет принадлежность всех классов без различия пола и возраста: богатый и бедный, духовный и ученый, дети и старики — все с веером в руках.о том, какую роль играл веер в Китае чуток по-больше....
Японским вельможам веер, пришёлся по душе. А вскоре популярность веера вышла за пределы дворца. Веер занял прочное место среди бытовых принадлежностей японца. Веером просеивали рис, раздували огонь, использовали как лопаточку для подаяния чего-либо. Ну и конечно по прямому предназначению, т.е. для обдувания ветерком.
Image hosted by servimg.comУтива (не складывающийся - uchiwa - うちわ - 団扇 - так это будет по-японски) – тип веера, пришедший из Китая в Японию, имел цельную конструкцию в форме лепестка и изготавливался из единого куска дерева или металла. Или же представлял собой рамку обтянутую бумагой или шёлком. Органические материалы в Японии не использовались для изготовления веера, т.к. всё мёртвое в буддисткой Японии считалось грязным. Наиболее простой и распространённый метод изготовления утивы заключался в расщеплении конца бамбуковой трубки и обтягивании их каким либо материалом.
На рисунке видно, что для каркаса утива использован расщеплённый конец бамбуковой палки.
Серию укиё-э Утагава Куниёси предназначенных для наклейки на утива и называемых утива-э, можно посмотреть здесь: www.kuniyoshiproject.com/
Image hosted by servimg.comImage hosted by servimg.comУтива также популярны в наши дни, как и много веков назад.
Веер типа утива, модифицированный для военных нужд, преобразился в гумбай (дансэн утива - 軍配 - ぐんばい - gunbai (dansen uchiwa) だんせん うちわ - dansen uchiwa) — больший твёрдый раскрытый веер, сделанный из железа, дерева или дерева с металлическими элементами. Такой веер носили высокопоставленные военачальники, пользуясь им для отражения стрел, защиты от солнца и подачи сигналов отрядам.
Дополнение: Первоначально гумбай имели при себе все командиры отрядов, но с началом периода Токугава он превратился в особую прерогативу главнокомандующих., причём такие боевые веера стали весьма утончёнными и украшались разноцветными шнурами, обозначающими ранг или клановую принадлежность владельца. огунбае детально.....
В конце 7 века был изобретён “сэнсу” – складывающийся веер [扇子 - せんす]. Веерных дел мастеру из селения Тамба, близ Киото, жившему в эпоху Тенджи ( 661-671 года) и кому приписывается авторство этого типа веера, идею подсказало устройство крыла летучей мыши. Складывающийся веер подавляющим большинством исследователей признан чисто японским изобретением, несмотря на неясность и спорность вопроса его возникновения. Японские мастера совершенствовали формы, и создали, в результате, складной веер из деревянных обструганных дощечек и складывающегося в гармошку покрытия из специальной прочной бумаги.
И вот уже в 988 году теперь уже японские монахи дарят императору Китая династии Северная Сун два веера в виде летучей мыши и двадцать других разнообразных красочных складных вееров.
Image hosted by servimg.comЯпонская аристократия, состоящая без исключения, из военных, попыталась придать предмету украшения и признаку положения в обществе прикладные свойства. Из боевых модификаций сэнсу можно отметить гунсэн (облегчённый вариант боевого веера) и тэссэн – массивный веер с мощными стальными пластинами, в сложенном состоянии способный заменить дубинку, а в раскрытом отразить стрелу или удар меча.
Дополнение: Боевой веер тессен [鉄扇 - てっせん - tessen] обладал неисчислимым количеством назначений, прямо связанных с профессиональной обязанностью самурая – ведением боевых действий. Воин мог фехтовать им, вырывая меч из рук противника, зажимая лезвие между стальными ребрами веера и резко дергая на себя. Мог отражать пущенные в него ножи и отравленные дротики. Мог сбивать летящие мишени, использовать веер как средство для развития общей координации, применимой к любым стратегическим обстоятельствам, и во многих других целях. Более того, веер служил важной частью обучения определенным техникам плавания, преподаваемых во многих школах боевых искусств.
Image hosted by servimg.comНа основе утива возник и аксессуар военачальников — боевой веер гунбай ,дословно: "веер полководца", или гумбай утива, который покрывался лаком, различными водоотталкивающими составами, а иногда изготавливался целиком из дерева или металла. В последнем случае веер становился серьезным оружием, и история донесла до нас немало примеров его применения в бою.
Впрочем, еще чаще на поле боя и в индивидуальных схватках использовался складной боевой веер - тэссен, который этикет позволял носить всем самураям, а не только высокопоставленным. Техника его применения была разнообразнее, чем у гумбая, и сформировалась в отдельное искусство -тэссен-дзюцу
И все же, как и гумбай, складной военный веер не стремился заменить обычное оружие, а имел своей основной целью отдание приказаний и сигналов на поле боя. Украшением сигнального военного веера почти всегда являлся красный круг на жёлтом фоне, символизирующий солнце. На обратной стороне веера этот же солнечный диск выполнялся жёлтым.
Дополнение: цветок, коотрый в японии называют так же как и боевой веер, и немного информации о тессенах...... Clematis, японцы называют его Tessen. еще чуток....
Дополнение 2: Веера складного типа стали особенно популярны при дворе и являлись личными знаками отличия, сообщая о ранге и занимаемом положении своего владельца. Также оги использовались и в придворных церемониях. Впоследствии этот тип веера был усовершенствован под нужды военного сословия, пришедшего к власти, в частности деревянные спицы были заменены на железные, а рёбра веера укрепили лакировкой. Также к этому времени буси (войны) уже знали и использовали боевые веера, имевшие по всей видимости всё ту же округлую форму и бывшие крайне жёсткими. Такие веера известны под названием гумбай.
Дополнение 3: Как можно было ожидать, множество легенд окружает возникновение метода боя с применением железного веера. Одна из них, например, рассказывает, как Ёшитсуне, герой многих японских легенд, победил великана Бенкея (ставшего позже его преданным последователем), отразив удары копья соперника своим железным веером, а потом, зажав древко между жесткими ребрами веера, вырвавшего копье из рук Бенкея. Секреты ведения боя веером ему, по легенде, открыло лесное божество тенгу , ранее уже обучившее его искусству владения мечом. (об этом еще можно прочесть здесь)
В литературе, посвящённой боевым искусствам, нередко описываются случаи побед, одержанных при помощи только одного лишь веера. Очень часто опытные фехтовальщики, уверенные в своих силах, использовали боевой веер, не утруждая себя фехтованием мечом. Легендарный фехтовальщик XVI века Ганрю, по преданию, вышел победителем и без единой царапины из боя с несколькими противниками и использовал при этом именно боевой веер.
Image hosted by servimg.comУмение использовать такой веер в качестве оружия приобрело популярность и у представителей других общественных классов, которым было запрещено носить меч в силу «низкого происхождения». Тэссэном можно было фехтовать, отражать им летящие дротики и ножи или же координировать действия подчинённых, а также использовать веер любыми другими способами.
Боевой веер тессен обладал неисчислимым количеством назначений, прямо связанных с профессиональной обязанностью самурая – ведением боевых действий. Воин мог фехтовать им, вырывая меч из рук противника, зажимая лезвие между стальными ребрами веера и резко дергая на себя. Мог отражать пущенные в него ножи и отравленные дротики. Более того, веер служил важной частью обучения определенным техникам плавания, преподаваемых во многих школах боевых искусств.
Японский боевой самурайский веер ТЕССЕН - черный складной командный веер в форме gunsen-gata с 10-ю металлическими пластинами и с изображением самурайского родового герба (мона) клана Ичидзэн на обеих сторонах веера. На одной из металлических пластин - подпись мастера. Раритет! Имеет музейное значение.
детально об искусстве владения боевыми веерами....
Позднее тессэн-дзюцу стало обязательным для изучения в школе синкагэ-рю (школе божественной тени) и сохранилось до наших дней в качестве одного из реликтов феодального прошлого. Мастер, используя металлический веер, складывает и раздвигает его, используя то как дубинку, то как небольшой щит или использует заточенные как бритва края веера.
Image hosted by servimg.comВот тессен, изготовленнвый в наши дни и продаваемого в числе других вееров на каком то японском интернет-магазине be-tackle.com Там же можно посмотреть образцы других вееров, а также большой выбор японских мечей син-гэндайто – букв. “новый современный меч”, или “син-сакуто “недавно сделанный меч” – это мечи сделанные после возобновления в 1954 году производства по традиционным технологиям.
Допонение 5 (там же): История и фольклор Японии неразрывно связаны с упоминанием и использованием веера. Первый классический пример это поединок Ёсицунэ и монаха Бэнкэя.
Примерно в тоже время, но чуть-чуть позже (а может и раньше) Минамото-но-Ёримаса написал прощальные стихи на оборотной стороне боевого веера.
Ёримаса Минамото и его сыновья отбивали натиск самураев Тайра, позволив принцу Мотихито выскользнуть из храма. Затем Ёримаса получил ранение в правый локоть и оставив сыновей сдерживать Тайра удалился, чтобы совершить то, что позже будет принято за классический образец сэппуку: написав на оборотной стороне боевого веера прощальные стихи:
“Как дерево сухое, с которого не снять плодов,
печальна жизнь моя была,
которой суждено пройти бесплодно”,
старый самурай разрезал себе живот кинжалом. Верный слуга утопил его голову в реке, предварительно набив камнями, чтобы она не досталась врагу.
(Иснтересный источник 1 и интересный источник 2)
Дополнение 6: В Европе самые красивые веера изготовляли во Франции и Испании.
В России складные веера стали появляться в XVII веке. Ценные экземпляры складных вееров, которые попадали в Россию из Европы хранились в царской казне наряду с дипломатическими подарками и различными редкостями. В России одна из самых богатых коллекций вееров хранятся в Эрмитаже.
Русский флот в 1770 году нанес сокрушительное поражение туркам в Чесменской бухте. В Эрмитаже хранится веер, посвященный этой победе, заказанный графом Орловым-Чесменским и подаренный Екатерине II. В нежно-бирюзовых тонах изображены на море два русских корабля, на суше видно русское войско. Живопись выполнена Г. Козловым. Превосходная золотая оправа с головками греков и их доспехами в крошечных медальонах, над которой трудился ювелир И. Адор, относится к числу лучших ювелирных изделий XVIII столетия.
Благодаря Императрице Марии Федоровне до нас дошли многие памятные веера, посвященные различным событиям из жизни Двора и из жизни собственно императорской фамилии. (обзоры: 1, 2, 3, 4, 5, 6)


Комментарии
20.06.2012 в 14:35

mikomijade, благодарю за столь интересную статью и ссылки
20.06.2012 в 16:13

Оставайтесь голодными, оставайтесь безрассудными! ©
mikomijade, очень интересная статья. И внушительная. Большое спасибо за просвещение :)
20.06.2012 в 17:46

May the Force Be With You!
llury, всегда подалуйста)))) постаралась вычитать так, чтобы не было повторенй, но если где есть, то скажите, потому что как по мне, то было довольно оно.

Айерс, мыр)))) мне самой было довольно интересно, так как тема уже очень долго зрела у меня в голове.
21.06.2012 в 00:31

Оставайтесь голодными, оставайтесь безрассудными! ©
mikomijade, особенно про боевые вееры :crazylove: Интересно! Аж такой захотелось ))
21.06.2012 в 10:32

May the Force Be With You!
Айерс, :buddy::buddy::buddy: именно из-за боевых вееров я и захотела поискать информацию о веерах в целом)))
21.06.2012 в 14:49

Оставайтесь голодными, оставайтесь безрассудными! ©
21.06.2012 в 18:23

May the Force Be With You!