May the Force Be With You!
Большинство информации под катом!!!!
В общем, здесь буду писать и собирать различную информацию о веерах.
В целом, нам всем известно, что веер - это довольно красивая вещица, которая очень хорошо справляется с вентиляцией, когда совсем жарко. Пару десятков лет назад мода на веера сошла почти к нолю, но, сравнительно недавно, возможно, из-за жары, мода на веера вернулась. Сейчас магазинчики изобилируют самыми различными видами вееров. С модой на восточное, веера стали просто незаменимой вещицей, которую хотел бы иметь каждый, кто увлекается Азией.
Определение термина: небольшое, как правило, складное опахало для овевания лица, шеи и плеч. Складные веера были завезены в Европу в начале XVII века сначала иезуитами, а затем и торговцами, которые селились на побережье Китая. Западные мастера очень скоро научились их копировать (©).
Дополнение: (от веять — дуть, обдавать потоком воздуха, обмахивать, опахивать воздухом; нем. — Fächer; франц. — éventail; англ. — fan). Родина В. — Восток, где, вместе с опахалом и зонтиком, он был одним из атрибутов царского достоинства, что подтверждают древние индусские поэмы ( "Магабгарата" и "Рамаяна" ). Сохранившиеся в разных музеях памятники искусства (миниатюры, барельефы и т. п.) дают возможность заключить, что первые веера делались из листьев банана, пальмы и лотоса. По-санскритски веер называется панк-ха, и изображения его можно часто видеть на индийских саркофагах. Его воспевают поэты, им раздувают священный огонь; Индра, бог неба, держит в руке веер из павлиньих перьев. Веер из пальмового листа, называемый в Cиaмe maлапат, дал название всей касте жрецов, которые здесь зовутся талапоинами оттого, что держат постоянно в руках пальмовый лист. Богатые касты в Индии, для отличия от бедных, стали употреблять веер из павлиньих перьев "с глазами Аргуса", с резною ручкою. В Индии также встречается особый род гигантских вееров — панк-хи — обтянутые муслином рамы, приводимые в движение панкхи-бердарем, специальным для того слугою. Эти веера-вентиляторы, если можно их так назвать, встречаются на Востоке в домах богатых англичан, у которых они приспособлены в каждой комнате над каждой головой; их же можно видеть на судах, в храмах, гостиницах и т. п. 4©
Происхождение веера теряется в глубине веков. Родиной веера считается Индия, где свидетельства древности этого атрибута царей, запечатлены на индусских барельефах и миниатюрах и упомянуты в древних индусских поэмах. На Востоке веер вкупе с зонтиком были атрибутами королевского положения. Для изготовления вееров использовались листья банана, пальмы и лотоса. Знать же, чтобы подчеркнуть своё положение в обществе, использовала веера из перьев павлина.
Дополнение: Богатые касты в Индии, для отличия от бедных, стали употреблять веера из павлиньих перьев "с глазами Аргуса", с резною ручкою. В Индии также встречается особый род гигантских вееров — панк-хи — обтянутые муслином рамы, приводимые в движение панкхи-бердарем, специальным для того слугою.
Ассирийцы и египтяне считали веер символом власти и рая. В Древнем Египте опахала, как прообраз современного веера, служили атрибутом величия фараона. Веера часто поручали носить лицам царского происхождения, которые имели особый титул — «носитель веера с правой стороны». 2©
В Египте веер считался символом счастья и небесного покоя. На сохранившемся египетском барельефе изображены сыновья Рамзеса Великого с веерами из страусовых перьев. В подписи к барельефу они названы “веероносцами с левой стороны царя”.
Дополнение: В Египте носить веер или тем более иметь слуг с опахалами мог только очень знатный человек. На одном египетском барельефе сыновья Рамзеса Великого, держащие в руках веер из страусовых перьев, в надписи названы "веероносцами с левой стороны царя". 1©
Дополнение 2: здесь вы прочтете об истории веера немного больше....
Дополнение: В Китае веер составляет принадлежность всех классов без различия пола и возраста: богатый и бедный, духовный и ученый, дети и старики — все с веером в руках.о том, какую роль играл веер в Китае чуток по-больше....
Японским вельможам веер, пришёлся по душе. А вскоре популярность веера вышла за пределы дворца. Веер занял прочное место среди бытовых принадлежностей японца. Веером просеивали рис, раздували огонь, использовали как лопаточку для подаяния чего-либо. Ну и конечно по прямому предназначению, т.е. для обдувания ветерком.
Утива (не складывающийся - uchiwa - うちわ - 団扇 - так это будет по-японски) – тип веера, пришедший из Китая в Японию, имел цельную конструкцию в форме лепестка и изготавливался из единого куска дерева или металла. Или же представлял собой рамку обтянутую бумагой или шёлком. Органические материалы в Японии не использовались для изготовления веера, т.к. всё мёртвое в буддисткой Японии считалось грязным. Наиболее простой и распространённый метод изготовления утивы заключался в расщеплении конца бамбуковой трубки и обтягивании их каким либо материалом.
На рисунке видно, что для каркаса утива использован расщеплённый конец бамбуковой палки.
Серию укиё-э Утагава Куниёси предназначенных для наклейки на утива и называемых утива-э, можно посмотреть здесь: www.kuniyoshiproject.com/
![Image hosted by servimg.com](http://i43.servimg.com/u/f43/11/33/76/44/th/0_8f2610.jpg)
Утива также популярны в наши дни, как и много веков назад.
Веер типа утива, модифицированный для военных нужд, преобразился в гумбай (дансэн утива - 軍配 - ぐんばい - gunbai (dansen uchiwa) だんせん うちわ - dansen uchiwa) — больший твёрдый раскрытый веер, сделанный из железа, дерева или дерева с металлическими элементами. Такой веер носили высокопоставленные военачальники, пользуясь им для отражения стрел, защиты от солнца и подачи сигналов отрядам.
Дополнение: Первоначально гумбай имели при себе все командиры отрядов, но с началом периода Токугава он превратился в особую прерогативу главнокомандующих., причём такие боевые веера стали весьма утончёнными и украшались разноцветными шнурами, обозначающими ранг или клановую принадлежность владельца. огунбае детально.....
В конце 7 века был изобретён “сэнсу” – складывающийся веер [扇子 - せんす]. Веерных дел мастеру из селения Тамба, близ Киото, жившему в эпоху Тенджи ( 661-671 года) и кому приписывается авторство этого типа веера, идею подсказало устройство крыла летучей мыши. Складывающийся веер подавляющим большинством исследователей признан чисто японским изобретением, несмотря на неясность и спорность вопроса его возникновения. Японские мастера совершенствовали формы, и создали, в результате, складной веер из деревянных обструганных дощечек и складывающегося в гармошку покрытия из специальной прочной бумаги.
И вот уже в 988 году теперь уже японские монахи дарят императору Китая династии Северная Сун два веера в виде летучей мыши и двадцать других разнообразных красочных складных вееров.
Японская аристократия, состоящая без исключения, из военных, попыталась придать предмету украшения и признаку положения в обществе прикладные свойства. Из боевых модификаций сэнсу можно отметить гунсэн (облегчённый вариант боевого веера) и тэссэн – массивный веер с мощными стальными пластинами, в сложенном состоянии способный заменить дубинку, а в раскрытом отразить стрелу или удар меча.
Дополнение: Боевой веер тессен [鉄扇 - てっせん - tessen] обладал неисчислимым количеством назначений, прямо связанных с профессиональной обязанностью самурая – ведением боевых действий. Воин мог фехтовать им, вырывая меч из рук противника, зажимая лезвие между стальными ребрами веера и резко дергая на себя. Мог отражать пущенные в него ножи и отравленные дротики. Мог сбивать летящие мишени, использовать веер как средство для развития общей координации, применимой к любым стратегическим обстоятельствам, и во многих других целях. Более того, веер служил важной частью обучения определенным техникам плавания, преподаваемых во многих школах боевых искусств.
На основе утива возник и аксессуар военачальников — боевой веер гунбай ,дословно: "веер полководца", или гумбай утива, который покрывался лаком, различными водоотталкивающими составами, а иногда изготавливался целиком из дерева или металла. В последнем случае веер становился серьезным оружием, и история донесла до нас немало примеров его применения в бою.
Впрочем, еще чаще на поле боя и в индивидуальных схватках использовался складной боевой веер - тэссен, который этикет позволял носить всем самураям, а не только высокопоставленным. Техника его применения была разнообразнее, чем у гумбая, и сформировалась в отдельное искусство -тэссен-дзюцу
И все же, как и гумбай, складной военный веер не стремился заменить обычное оружие, а имел своей основной целью отдание приказаний и сигналов на поле боя. Украшением сигнального военного веера почти всегда являлся красный круг на жёлтом фоне, символизирующий солнце. На обратной стороне веера этот же солнечный диск выполнялся жёлтым. 3©
Дополнение: цветок, коотрый в японии называют так же как и боевой веер, и немного информации о тессенах...... Clematis, японцы называют его Tessen. еще чуток....
Дополнение 2: Веера складного типа стали особенно популярны при дворе и являлись личными знаками отличия, сообщая о ранге и занимаемом положении своего владельца. Также оги использовались и в придворных церемониях. Впоследствии этот тип веера был усовершенствован под нужды военного сословия, пришедшего к власти, в частности деревянные спицы были заменены на железные, а рёбра веера укрепили лакировкой. Также к этому времени буси (войны) уже знали и использовали боевые веера, имевшие по всей видимости всё ту же округлую форму и бывшие крайне жёсткими. Такие веера известны под названием гумбай. 6©
Дополнение 3: Как можно было ожидать, множество легенд окружает возникновение метода боя с применением железного веера. Одна из них, например, рассказывает, как Ёшитсуне, герой многих японских легенд, победил великана Бенкея (ставшего позже его преданным последователем), отразив удары копья соперника своим железным веером, а потом, зажав древко между жесткими ребрами веера, вырвавшего копье из рук Бенкея. Секреты ведения боя веером ему, по легенде, открыло лесное божество тенгу , ранее уже обучившее его искусству владения мечом. (об этом еще можно прочесть здесь)
В литературе, посвящённой боевым искусствам, нередко описываются случаи побед, одержанных при помощи только одного лишь веера. Очень часто опытные фехтовальщики, уверенные в своих силах, использовали боевой веер, не утруждая себя фехтованием мечом. Легендарный фехтовальщик XVI века Ганрю, по преданию, вышел победителем и без единой царапины из боя с несколькими противниками и использовал при этом именно боевой веер.
Умение использовать такой веер в качестве оружия приобрело популярность и у представителей других общественных классов, которым было запрещено носить меч в силу «низкого происхождения». Тэссэном можно было фехтовать, отражать им летящие дротики и ножи или же координировать действия подчинённых, а также использовать веер любыми другими способами.
Боевой веер тессен обладал неисчислимым количеством назначений, прямо связанных с профессиональной обязанностью самурая – ведением боевых действий. Воин мог фехтовать им, вырывая меч из рук противника, зажимая лезвие между стальными ребрами веера и резко дергая на себя. Мог отражать пущенные в него ножи и отравленные дротики. Более того, веер служил важной частью обучения определенным техникам плавания, преподаваемых во многих школах боевых искусств.
Японский боевой самурайский веер ТЕССЕН - черный складной командный веер в форме gunsen-gata с 10-ю металлическими пластинами и с изображением самурайского родового герба (мона) клана Ичидзэн на обеих сторонах веера. На одной из металлических пластин - подпись мастера. Раритет! Имеет музейное значение.
детально об искусстве владения боевыми веерами....
Позднее тессэн-дзюцу стало обязательным для изучения в школе синкагэ-рю (школе божественной тени) и сохранилось до наших дней в качестве одного из реликтов феодального прошлого. Мастер, используя металлический веер, складывает и раздвигает его, используя то как дубинку, то как небольшой щит или использует заточенные как бритва края веера.
Вот тессен, изготовленнвый в наши дни и продаваемого в числе других вееров на каком то японском интернет-магазине be-tackle.com Там же можно посмотреть образцы других вееров, а также большой выбор японских мечей син-гэндайто – букв. “новый современный меч”, или “син-сакуто “недавно сделанный меч” – это мечи сделанные после возобновления в 1954 году производства по традиционным технологиям. 7©
Допонение 5 (там же): История и фольклор Японии неразрывно связаны с упоминанием и использованием веера. Первый классический пример это поединок Ёсицунэ и монаха Бэнкэя.
Примерно в тоже время, но чуть-чуть позже (а может и раньше) Минамото-но-Ёримаса написал прощальные стихи на оборотной стороне боевого веера.
Ёримаса Минамото и его сыновья отбивали натиск самураев Тайра, позволив принцу Мотихито выскользнуть из храма. Затем Ёримаса получил ранение в правый локоть и оставив сыновей сдерживать Тайра удалился, чтобы совершить то, что позже будет принято за классический образец сэппуку: написав на оборотной стороне боевого веера прощальные стихи:
“Как дерево сухое, с которого не снять плодов,
печальна жизнь моя была,
которой суждено пройти бесплодно”,
старый самурай разрезал себе живот кинжалом. Верный слуга утопил его голову в реке, предварительно набив камнями, чтобы она не досталась врагу.
(Иснтересный источник 1 и интересный источник 2)
Дополнение 6: В Европе самые красивые веера изготовляли во Франции и Испании.
В России складные веера стали появляться в XVII веке. Ценные экземпляры складных вееров, которые попадали в Россию из Европы хранились в царской казне наряду с дипломатическими подарками и различными редкостями. В России одна из самых богатых коллекций вееров хранятся в Эрмитаже.
Русский флот в 1770 году нанес сокрушительное поражение туркам в Чесменской бухте. В Эрмитаже хранится веер, посвященный этой победе, заказанный графом Орловым-Чесменским и подаренный Екатерине II. В нежно-бирюзовых тонах изображены на море два русских корабля, на суше видно русское войско. Живопись выполнена Г. Козловым. Превосходная золотая оправа с головками греков и их доспехами в крошечных медальонах, над которой трудился ювелир И. Адор, относится к числу лучших ювелирных изделий XVIII столетия.
Благодаря Императрице Марии Федоровне до нас дошли многие памятные веера, посвященные различным событиям из жизни Двора и из жизни собственно императорской фамилии. (обзоры: 1, 2, 3, 4, 5, 6)
8©
В общем, здесь буду писать и собирать различную информацию о веерах.
В целом, нам всем известно, что веер - это довольно красивая вещица, которая очень хорошо справляется с вентиляцией, когда совсем жарко. Пару десятков лет назад мода на веера сошла почти к нолю, но, сравнительно недавно, возможно, из-за жары, мода на веера вернулась. Сейчас магазинчики изобилируют самыми различными видами вееров. С модой на восточное, веера стали просто незаменимой вещицей, которую хотел бы иметь каждый, кто увлекается Азией.
Определение термина: небольшое, как правило, складное опахало для овевания лица, шеи и плеч. Складные веера были завезены в Европу в начале XVII века сначала иезуитами, а затем и торговцами, которые селились на побережье Китая. Западные мастера очень скоро научились их копировать (©).
Дополнение: (от веять — дуть, обдавать потоком воздуха, обмахивать, опахивать воздухом; нем. — Fächer; франц. — éventail; англ. — fan). Родина В. — Восток, где, вместе с опахалом и зонтиком, он был одним из атрибутов царского достоинства, что подтверждают древние индусские поэмы ( "Магабгарата" и "Рамаяна" ). Сохранившиеся в разных музеях памятники искусства (миниатюры, барельефы и т. п.) дают возможность заключить, что первые веера делались из листьев банана, пальмы и лотоса. По-санскритски веер называется панк-ха, и изображения его можно часто видеть на индийских саркофагах. Его воспевают поэты, им раздувают священный огонь; Индра, бог неба, держит в руке веер из павлиньих перьев. Веер из пальмового листа, называемый в Cиaмe maлапат, дал название всей касте жрецов, которые здесь зовутся талапоинами оттого, что держат постоянно в руках пальмовый лист. Богатые касты в Индии, для отличия от бедных, стали употреблять веер из павлиньих перьев "с глазами Аргуса", с резною ручкою. В Индии также встречается особый род гигантских вееров — панк-хи — обтянутые муслином рамы, приводимые в движение панкхи-бердарем, специальным для того слугою. Эти веера-вентиляторы, если можно их так назвать, встречаются на Востоке в домах богатых англичан, у которых они приспособлены в каждой комнате над каждой головой; их же можно видеть на судах, в храмах, гостиницах и т. п. 4©
Происхождение веера теряется в глубине веков. Родиной веера считается Индия, где свидетельства древности этого атрибута царей, запечатлены на индусских барельефах и миниатюрах и упомянуты в древних индусских поэмах. На Востоке веер вкупе с зонтиком были атрибутами королевского положения. Для изготовления вееров использовались листья банана, пальмы и лотоса. Знать же, чтобы подчеркнуть своё положение в обществе, использовала веера из перьев павлина.
Дополнение: Богатые касты в Индии, для отличия от бедных, стали употреблять веера из павлиньих перьев "с глазами Аргуса", с резною ручкою. В Индии также встречается особый род гигантских вееров — панк-хи — обтянутые муслином рамы, приводимые в движение панкхи-бердарем, специальным для того слугою.
![Image hosted by servimg.com](http://i43.servimg.com/u/f43/11/33/76/44/th/dc452610.jpg)
В Египте веер считался символом счастья и небесного покоя. На сохранившемся египетском барельефе изображены сыновья Рамзеса Великого с веерами из страусовых перьев. В подписи к барельефу они названы “веероносцами с левой стороны царя”.
Дополнение: В Египте носить веер или тем более иметь слуг с опахалами мог только очень знатный человек. На одном египетском барельефе сыновья Рамзеса Великого, держащие в руках веер из страусовых перьев, в надписи названы "веероносцами с левой стороны царя". 1©
Дополнение 2: здесь вы прочтете об истории веера немного больше....
Дополнение: В Китае веер составляет принадлежность всех классов без различия пола и возраста: богатый и бедный, духовный и ученый, дети и старики — все с веером в руках.о том, какую роль играл веер в Китае чуток по-больше....
Японским вельможам веер, пришёлся по душе. А вскоре популярность веера вышла за пределы дворца. Веер занял прочное место среди бытовых принадлежностей японца. Веером просеивали рис, раздували огонь, использовали как лопаточку для подаяния чего-либо. Ну и конечно по прямому предназначению, т.е. для обдувания ветерком.
![Image hosted by servimg.com](http://i43.servimg.com/u/f43/11/33/76/44/th/0_8f2510.jpg)
На рисунке видно, что для каркаса утива использован расщеплённый конец бамбуковой палки.
Серию укиё-э Утагава Куниёси предназначенных для наклейки на утива и называемых утива-э, можно посмотреть здесь: www.kuniyoshiproject.com/
![Image hosted by servimg.com](http://i43.servimg.com/u/f43/11/33/76/44/th/0_8f2610.jpg)
![Image hosted by servimg.com](http://i43.servimg.com/u/f43/11/33/76/44/th/12634010.jpg)
Веер типа утива, модифицированный для военных нужд, преобразился в гумбай (дансэн утива - 軍配 - ぐんばい - gunbai (dansen uchiwa) だんせん うちわ - dansen uchiwa) — больший твёрдый раскрытый веер, сделанный из железа, дерева или дерева с металлическими элементами. Такой веер носили высокопоставленные военачальники, пользуясь им для отражения стрел, защиты от солнца и подачи сигналов отрядам.
Дополнение: Первоначально гумбай имели при себе все командиры отрядов, но с началом периода Токугава он превратился в особую прерогативу главнокомандующих., причём такие боевые веера стали весьма утончёнными и украшались разноцветными шнурами, обозначающими ранг или клановую принадлежность владельца. огунбае детально.....
В конце 7 века был изобретён “сэнсу” – складывающийся веер [扇子 - せんす]. Веерных дел мастеру из селения Тамба, близ Киото, жившему в эпоху Тенджи ( 661-671 года) и кому приписывается авторство этого типа веера, идею подсказало устройство крыла летучей мыши. Складывающийся веер подавляющим большинством исследователей признан чисто японским изобретением, несмотря на неясность и спорность вопроса его возникновения. Японские мастера совершенствовали формы, и создали, в результате, складной веер из деревянных обструганных дощечек и складывающегося в гармошку покрытия из специальной прочной бумаги.
И вот уже в 988 году теперь уже японские монахи дарят императору Китая династии Северная Сун два веера в виде летучей мыши и двадцать других разнообразных красочных складных вееров.
![Image hosted by servimg.com](http://i43.servimg.com/u/f43/11/33/76/44/th/13180810.jpg)
Дополнение: Боевой веер тессен [鉄扇 - てっせん - tessen] обладал неисчислимым количеством назначений, прямо связанных с профессиональной обязанностью самурая – ведением боевых действий. Воин мог фехтовать им, вырывая меч из рук противника, зажимая лезвие между стальными ребрами веера и резко дергая на себя. Мог отражать пущенные в него ножи и отравленные дротики. Мог сбивать летящие мишени, использовать веер как средство для развития общей координации, применимой к любым стратегическим обстоятельствам, и во многих других целях. Более того, веер служил важной частью обучения определенным техникам плавания, преподаваемых во многих школах боевых искусств.
![Image hosted by servimg.com](http://i43.servimg.com/u/f43/11/33/76/44/th/12634011.jpg)
Впрочем, еще чаще на поле боя и в индивидуальных схватках использовался складной боевой веер - тэссен, который этикет позволял носить всем самураям, а не только высокопоставленным. Техника его применения была разнообразнее, чем у гумбая, и сформировалась в отдельное искусство -тэссен-дзюцу
И все же, как и гумбай, складной военный веер не стремился заменить обычное оружие, а имел своей основной целью отдание приказаний и сигналов на поле боя. Украшением сигнального военного веера почти всегда являлся красный круг на жёлтом фоне, символизирующий солнце. На обратной стороне веера этот же солнечный диск выполнялся жёлтым. 3©
Дополнение: цветок, коотрый в японии называют так же как и боевой веер, и немного информации о тессенах...... Clematis, японцы называют его Tessen. еще чуток....
Дополнение 2: Веера складного типа стали особенно популярны при дворе и являлись личными знаками отличия, сообщая о ранге и занимаемом положении своего владельца. Также оги использовались и в придворных церемониях. Впоследствии этот тип веера был усовершенствован под нужды военного сословия, пришедшего к власти, в частности деревянные спицы были заменены на железные, а рёбра веера укрепили лакировкой. Также к этому времени буси (войны) уже знали и использовали боевые веера, имевшие по всей видимости всё ту же округлую форму и бывшие крайне жёсткими. Такие веера известны под названием гумбай. 6©
Дополнение 3: Как можно было ожидать, множество легенд окружает возникновение метода боя с применением железного веера. Одна из них, например, рассказывает, как Ёшитсуне, герой многих японских легенд, победил великана Бенкея (ставшего позже его преданным последователем), отразив удары копья соперника своим железным веером, а потом, зажав древко между жесткими ребрами веера, вырвавшего копье из рук Бенкея. Секреты ведения боя веером ему, по легенде, открыло лесное божество тенгу , ранее уже обучившее его искусству владения мечом. (об этом еще можно прочесть здесь)
В литературе, посвящённой боевым искусствам, нередко описываются случаи побед, одержанных при помощи только одного лишь веера. Очень часто опытные фехтовальщики, уверенные в своих силах, использовали боевой веер, не утруждая себя фехтованием мечом. Легендарный фехтовальщик XVI века Ганрю, по преданию, вышел победителем и без единой царапины из боя с несколькими противниками и использовал при этом именно боевой веер.
![Image hosted by servimg.com](http://i43.servimg.com/u/f43/11/33/76/44/th/12634110.jpg)
Боевой веер тессен обладал неисчислимым количеством назначений, прямо связанных с профессиональной обязанностью самурая – ведением боевых действий. Воин мог фехтовать им, вырывая меч из рук противника, зажимая лезвие между стальными ребрами веера и резко дергая на себя. Мог отражать пущенные в него ножи и отравленные дротики. Более того, веер служил важной частью обучения определенным техникам плавания, преподаваемых во многих школах боевых искусств.
Японский боевой самурайский веер ТЕССЕН - черный складной командный веер в форме gunsen-gata с 10-ю металлическими пластинами и с изображением самурайского родового герба (мона) клана Ичидзэн на обеих сторонах веера. На одной из металлических пластин - подпись мастера. Раритет! Имеет музейное значение.
детально об искусстве владения боевыми веерами....
Позднее тессэн-дзюцу стало обязательным для изучения в школе синкагэ-рю (школе божественной тени) и сохранилось до наших дней в качестве одного из реликтов феодального прошлого. Мастер, используя металлический веер, складывает и раздвигает его, используя то как дубинку, то как небольшой щит или использует заточенные как бритва края веера.
![Image hosted by servimg.com](http://i43.servimg.com/u/f43/11/33/76/44/th/0_8f2410.jpg)
Допонение 5 (там же): История и фольклор Японии неразрывно связаны с упоминанием и использованием веера. Первый классический пример это поединок Ёсицунэ и монаха Бэнкэя.
Примерно в тоже время, но чуть-чуть позже (а может и раньше) Минамото-но-Ёримаса написал прощальные стихи на оборотной стороне боевого веера.
Ёримаса Минамото и его сыновья отбивали натиск самураев Тайра, позволив принцу Мотихито выскользнуть из храма. Затем Ёримаса получил ранение в правый локоть и оставив сыновей сдерживать Тайра удалился, чтобы совершить то, что позже будет принято за классический образец сэппуку: написав на оборотной стороне боевого веера прощальные стихи:
“Как дерево сухое, с которого не снять плодов,
печальна жизнь моя была,
которой суждено пройти бесплодно”,
старый самурай разрезал себе живот кинжалом. Верный слуга утопил его голову в реке, предварительно набив камнями, чтобы она не досталась врагу.
(Иснтересный источник 1 и интересный источник 2)
Дополнение 6: В Европе самые красивые веера изготовляли во Франции и Испании.
В России складные веера стали появляться в XVII веке. Ценные экземпляры складных вееров, которые попадали в Россию из Европы хранились в царской казне наряду с дипломатическими подарками и различными редкостями. В России одна из самых богатых коллекций вееров хранятся в Эрмитаже.
Русский флот в 1770 году нанес сокрушительное поражение туркам в Чесменской бухте. В Эрмитаже хранится веер, посвященный этой победе, заказанный графом Орловым-Чесменским и подаренный Екатерине II. В нежно-бирюзовых тонах изображены на море два русских корабля, на суше видно русское войско. Живопись выполнена Г. Козловым. Превосходная золотая оправа с головками греков и их доспехами в крошечных медальонах, над которой трудился ювелир И. Адор, относится к числу лучших ювелирных изделий XVIII столетия.
Благодаря Императрице Марии Федоровне до нас дошли многие памятные веера, посвященные различным событиям из жизни Двора и из жизни собственно императорской фамилии. (обзоры: 1, 2, 3, 4, 5, 6)
8©
Айерс, мыр)))) мне самой было довольно интересно, так как тема уже очень долго зрела у меня в голове.