Уже давно блуждает тема в подсознании и вот, произошел сдвиг в желании что-то об этом написать. Собственно говоря, возник он благодаря статье, на которую наткнулась в фисбуке. Статья довольно интересная, хотя автор сам запутался разок в том, что написал. Один абзац пришлось перечитать три раза, прежде чем я поняла, что он просто начал писать про одно, а закончил другой мыслью и так и оставил все. В общем, я тут оставлю ссылку и на эту статью тоже, но подумалось, что есть смысл немного написать отсебятины, так как напочитать статей нашла очень много и все интересные.
В общем, буду приводить информацию в виде цитат, чтобы прояснить суть вопроса, а в дальнейшем просто сделаю список ссылок.


Клиповое мышление - особенность восприятия, при которой большая часть текста или звукоряда просто проходит мимо сознания; такое восприятие является избирательным ради поиска ключевой, самой необходимой части поданной большими блоками информации.
Это общее заключение - оно не полное, так как я попыталась максимально коротко подать идею в виде формулировки, которой, кстати, еще не нашла. Теперь же могу немного более подробно описать сам феномен, приводя уже цитаты.
«Суть клипового мышления заключается в том, оно умеет - и любит - быстро переключаться между разрозненными смысловыми фрагментами. Главное достоинство «клипового восприятия» - большая скорость обработки информации. Другая его особенность - предпочтение нетекстовой, образной информации. В книге Александра Марьяновича «Эрратология», посвященной процессу защите диссертаций, рекомендуется ускорять «мелькание» различных картинок в ходе презентации, поскольку «на пороге научных учреждений уже стоит поколение, воспитанное на видеоклипах» - а в видеоклипах экспозиция одного кадра занимает всего несколько секунд. Обратной стороной клипового мышления, требующего своеобразной виртуозности и реактивности, является неспособность к восприятию длительной линейной последовательности - однородной и одностильной информации, в том числе книжного текста». [1]
Термин:
«Сlip в переводе с английского обозначает «стрижка; быстрота (движения); вырезка (из газеты); отрывок из фильма, нарезка». Термин «клиповое мышление (КМ)» больше соотносится с последним значением и отсылает к принципам построения музыкальных клипов. Точнее к тем их разновидностям, где видеоряд представляет собой слабо связанный между собой набор образов. По аналогии, при клиповом мышлении - окружающий мир превращается в мозаику разрозненных, мало связанных между собой фактов. Человек привыкает к тому, что они постоянно, как в калейдоскопе, сменяют друг друга и постоянно требует новых.
Если посмотреть со стороны анализа информации, то обладатель КМ оперирует только смыслами фиксированной длины и не может работать с семиотическими структурами произвольной сложности. Внешне это проявляется в том, что человек не может длительное время сосредотачиваться на какой-либо информации, и у него снижена способность к анализу.
Естественно, человек не рождается с таким мышлением. Оно вырабатывается при длительном потреблении информации в мозаичном и препарированном виде через музыкальные каналы и СМИ». [2]
«За рубежом термин «клиповое мышление» подменяется более широким - «клиповая культура», и понимается в работах американского футуролога Э. Тоффлера как принципиально новое явление, рассматривающееся в качестве составляющей общей информационной культуры будущего, основанной на бесконечном мелькании информационных отрезков и комфортной для людей соответствующего склада ума. В своей книге «Третья волна» Э. Тоффлер так описывает клип-культуру: «…на личностном уровне нас осаждают и ослепляют противоречивыми и не относящимися к нам фрагментами образного ряда, которые выбивают почву из-под ног наших старых идей, обстреливают нас разорванными, лишенными смысла «клипами», мгновенными кадрами» [Фрумкин, К.Г. Клиповое мышление и судьба линейного текста. // Ineternum 2010. – №1. – Режим доступа: [nounivers.narod.ru/pub/kf_clip.htm от 02.01.2012]., С.160]». [3]
«Сегодня на наших глазах начинает исполняться пророчество канадского философа Маршалла Маклюэна о том, что развитие электронных средств коммуникации вернет человеческое мышление к дотекстовой эпохе, и линейная последовательность знаков перестанет быть базой нашей культуры. Самое интересное, что Маклюэн писал свои книги в 60-х годах, он знал лишь телевидение, а телевидение по нынешним временам достаточно архаично, ибо все-таки предполагает линейную последовательность повествования: фильм, передача. Чтобы придать телевидению современную форму, человек вынужден взять пульт и начать переключать каналы - вот тогда, нарезав изображение на отдельные, не связанные между собой фрагменты, он приводит телевещание в соответствие с современным менталитетом.
Для стоящего на пороге мира клипового сознания даже комикс архаичен, представляя собой логичную линейную последовательность. Поэтому опасность для книги заключается не в электронном методе подачи информации, а в том, что теряется понимание, зачем, собственно говоря, нужна длительная последовательность в изложении мыслей, когда смысл можно уложить в не связанные между собой линейно кластеры. Словарь с короткими, ссылающимися одна на другую статьями - вот бумажная книга будущего. Текст будущего - короткий и рубленый, вроде реплик в «ЖЖ» или «Твиттере»»[1]
Далее в этой же статье говорится о том, что все началось совсем не из-за появления интернета и соц-сетей, что, мол, все началось еще с появления газет и тд. Дело, как говорится далее, «в самой потребности быстрого усвоения информации на разнообразные темы».
Я бы рекомендовала ознакомиться со всей статьей, так как она довольно основательна.
Большая часть статей о клиповом мышлении включает в себя и положительные стороны, и отрицательные стороны в предпосылках появления данного явления. Собственно говоря, хорошо ли это, или нет - решать каждому самостоятельно.
Очень интересной является диалог репортера Т. Хрулевой и доктора психологических наук Рады Грановской [4]. Интересной представляется и статья Семеновских Т.В. “Клиповое мышление” - феномен современности, которую я уже цитировала ранее [3]. Для общего ознакомления, также будет интересной и эта короткая статейка [5] на портале "Откровения Инсайдера".
И, конечно же, приводу статью, с которой все это и началось [6].
Очень надеюсь, что было не скучно и было для вас что-то новое.
Всем добра.


Источники:
1. Фрумкин К.Г. «Клиповое мышление и судьба линейного текста»
2. Клиповое мышление. Что это такое?
3. Семеновских Т.В. “Клиповое мышление” - феномен современности
4. "Люди с клиповым мышлением элитой не станут" профессор, доктор психологических наук Рада Грановская - беседовала Татьяна Хрулева. Материал опубликован в рамках проекта "Нобелевское измерение"
5. Фрагментарное мышление
6. Дмитрий Карпачёв ДЕГРАДАЦИЯ МОЗГА И КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ