Японская музыка
Я бы не начала писать этот текст, если бы не недавно приключившиеся события, которые заставили меня задуматься об этом.
На последнем занятии японского в этом году нам предложили, вместо теста, сделать 発表, то есть, доклад. Название доклада «友達に紹介したい私の日本», или, на понятном языке, «Япония, с которой я хочу познакомить своих друзей».
Не то чтобы я сильно стремилась всем своим друзьям рассказывать о той Японии, которая притягивает меня, но задание поставлено и я решила, что я буду рассказывать о том, что я бы рассказала, если бы меня таки об этом попросили. О той Японии, которая меня притягивает и манит.
И вот, в ходе рассказа о Японии, которая мне интересна; та, которая могла бы дать понять моим друзьям, что же именно мне так нравится в стране восходящего солнца, я рассказала о музыке. То есть, там была не только музыка, но где-то половина от всего моего доклада касалась ощущений связанных именно с этим видом искусства. Потому хочу немного и расписать это все здесь. То есть, расписать именно то, что поняла, пока рассказывала об этом в аудитории. Кто мой доклад слышал, частично прочтет здесь повторяющуюся информацию. Кто нет – тому, может быть, даже вновь будет то, что я напишу.
Стою я перед группой, показываю на мониторе странички из своего коряво на коленке сделанного пауер-пойнтовского дока, где мелькают фото и короткие текстики, и говорю, что еще со школьных времен размышляла на тему того, какой же должна быть музыка в Японии. Я не знаю, с чего это мне так в голову взбрело в школе думать о Японии, да еще и вслух с одним моим другом это обсуждать, ведь тогда я от Японии была на столько же далека, как и от автохтонных новозеландцев сейчас. Тем не менее, мне, почему-то тогда очень хотелось послушать японского рока.
Небольшой ввод в историюНебольшой ввод в историю того разговора с другом в школе: и я (и он) увлекались приблизительно похожей музыкой. Я не знаю, увлекается ли он такой музыкой сейчас, но мои интересы мало в чем изменились с тех пор. Я и тогда, и теперь люблю всякую музыку, но особенно люблю разные направления рока. Так вот, очень мне тогда захотелось узнать каков же он – японский рок. Да, думаю, что предпосылками было то, что я насмотрелась всяческих Сейлормунов, Сакур, Чобитов и Ласт Экзайлов и привлекли песни в титрах. Не – тогда я не знала таких умных слов как «оупенинг» и «эндинг» и, тем более, не в курсе была, что все это называется ОСТами. Для меня это были просто красивые песни на очень красивом и мелодичном языке, от которого срывало, разворачивало, выворачивало все чувства на изнанку и хотелось лететь – вот прям в ту же секунду и ощутить ветер под крыльями.
Да, я еще тогда (во время доклада) сказала, и сейчас повторю, что я никак не объединяла эти самые аниме и их ОСТы с Японией. Для меня аниме, вместе с его музыкой – это вообще отдельная тема, и она мало касалась Японии. Сейчас, правда, я точно вижу связь. И это уже часть той самой Японии, которая, если так хорошо подумать, то была незримо в моем бытии даже тогда, когда я о ней вообще не думала.
И так, сидим мы с ним на большой переменке и трещим «про рок» (прямо как Джей и Тихий Боб (* Д *) гыгы). И тут меня торкает на размышления вслух: «От бы знать, а какой рок у японцев».
На это мой друг говорит: «Я думаю, что он просто совсем агрессивный».
Я: «В каком смысле?»
Он: «Ну, японцы всегда такие сдержанные, всегда скрывают свои настоящие чувства…думаю, что их же надо куда-то выплескивать. Вот они их в музыку и выплескивают. Вот вся агрессия и переходит там в музыку».
На этом я тихо призадумалась и решила, что, пока что, я еще не готова к дикому и необузданному року из Японии. Если уж мне это говорит человек, который слушает Тиамат, Дисмембер и прочее, я бы сказала, очень далекое от штилевой музыки, и считает, что японцы совсем с катушек съезжают в своей музыке, то я еще морально к этому не готова. Как минимум, я себе даже представить не могла что-то потяжелее и агрессивнее треш, дез и прочих упоротых направлений могло бы быть. Потому мы перешли к более легким разговорам о том альбомчике «Моей умирающей невесты», который он мне дал послушать.
Прошло время. Я уже начала работать после университета. Я все еще обезбашенный и увлеченный Бонджовями и, по ходу, всем, что может и появляется нового в различных музыкальных направлениях. Я странный представитель молодежи, который для некоторых моих знакомых старшего поколения является уникумом, потому что я знаю и люблю Дип Перпл, Рейнбоу, Канзас, Энималз и прочих, кого, как они уже думали, молодежь стала забывать. Я – человек, которого не менее удивили мои же студенты, которые в числе всей группы (я не уверена, был ли это троллинг) но не знают, кто такой Майкл Джексон, потому что во время обсуждения одной из тем, я упомянула его имя и мне задали вопрос, мол «А кто это?»… И вот этот вот почти взрослый человек решил, что хочет учить японский язык.
Я уже неоднократно рассказывала свою страшную историю о том, что я потратила пять лет на поиски курсов, что потом плюнула и начала учить самостоятельно через интернет. И что на моем примере работает тот самый принцип, что «под лежащий камень вода не течет» и что, начав его изучать, события привели меня таки на курсы… В общем, я поняла, что далеко я не уплыву на своем плоту японского, если не буду подкреплять его фильмами и музыкой. И тут я снова вернулась к мысли, что надо бы начать слушать японскую музыку.
Снова я возвращаюсь к тому факту, что мне куда интереснее именно рок-музыка, потому я и спрашивала всех своих знакомых анимешников, кинолюбителей (в общем, всех, кто хоть как-то знаком с японской культурой в моем окружении), что бы они мне посоветовали послушать из японского.
Несколько раз, так вот спросив и людей из-за бугра, и нашенских, о том, что бы они мне посоветовали – мне бросали длиннющие списки групп, в которых, кстати, повторялись названия, и это обратило на них мое внимание. Там были BUCK-TICK, Malice Mizer, Lárc En Ciel, The Gazette, GACKT и еще много других. Вышеупомянутые звучали у всех.
Пугало только то, что, обычно люди так бросают либо от нежелания ввести в курс событий и лишь бы что, либо по своему собственному вкусу, который не обязательно совпадает с моим. Потому, от такого большущего количества групп, стало дурно и страшно. Я застопорилась аж до момента знакомства с Денисом (аниме, косплей, джей-рок…), в общем…много-много точек соприкосновения. Мы разговорились с ним, общались на самые разные темы. Оказалось, что у нас, в целом и музыкальные вкусы похожи. Я ему пояснила свою ситуацию, и он предложил начать с Гакта. Так как это его любимый исполнитель.
Вот так я и узнала о своем любимом музыканте. Так я потеряла свой страх перед японской музыкой. Хотя нет – теряла я этот страх довольно долго, потому что пришлось сильно менять свои взгляды, убирать множество стереотипов, делать свое восприятие мира немного более гибким. Поначалу, для меня внешний образ японских музыкантов и их музыка вообще были совершенно несвязываемыми пунктами. Было даже время, когда я слушала The Gazette, «тащилась» от их музыки… и смотрела на фото Урухи, Рейта, Аой, Руки, Кай… и ну вот вообще никак не связывала… пока не посмотрела один клип на уже известную мне песню из их диска, который слушала. Можете надо мной смеяться, но я реально получила шок и тот самый когнитивный диссонанс, потому что замечательные нежные ангелоподобные создания на фото и эта музыка… они (в моем тогдашнем восприятии) были вообще несовместимыми., а оказались одним целым. Красивый визуальный образ и довольно сильная, частями даже рокабильная музыка, слушая которую, представляешь себе эдаких мускулистых чуваков с ирокезами, разъезжающих на чоперах и увешанных тату и пирсингами так, что их в аэропорту мимо металоискателей пропускают… а тут такое. То же самое было и с ГАКТом. Я долгое время просто слушала его музыку, наслаждалась его голосом и вообще не могла смотреть на его фото и видео. Единственный исполнитель, который вызывал у меня симпатию и ощущение гармонии визуального и аудиального восприятия в японской музыке, был Атсуши Сакурай из BUCK-TICK. Это, я бы сказала, вообще тот самый образ музычины, который становясь все старше, становится все интереснее. Воспринимать было трудно, потом что-то изменилось. Я уже не смотрю на мир так, как это было раньше. Я не знаю, остался ли во мне тот самый стереотип, что такую музыку могут делать только здоровенные дядьки, на которых можно 6 гектар вспахать не глядя… Хотя мне трудно представить себе Рони Джеймса Дио, запряженного в плуг и тянущего борозду по полю, бугога, … могу Халка Хогана, или Скалу запрячь…но не его. Да и никто не исключал Анжелу Гроссоу, и прочих супер-мега мощных див западного рока, которые очень далеки от того идеала тягловой лошади для вспахивания полей, а вокал которых заставляет задуматься об апокалипсисе. Да и исполнителей, чьи образы балансируют между мужским и женским на очень тонкой грани в западной музыке тоже появляется довольно много последнее время.
В общем, мой детский вопрос о том, какова же она – рок музыка в Японии, постепенно начинает открываться мне.
Что я могла бы сказать, уже немного узнав об этом?
Да много что я могу сказать.
Я могу сказать, что в Японии есть группы на любые вкусы и цвет (и это в прямом смысле этого слова). Я могу сказать, что в Японии есть и группы, которые выглядят привычно для западного слушателя и те, которые вызывают панику. Есть и те, кто вдохновил великого и ужасного Менсона, и те, кто нравится даже самым большим ненавистникам всей Японии. Есть группы, которые крайне плохо поют по-английски, и те, которые поют по-английски превосходно. Есть те, кто вообще плохо поет, но кого очень любят, и те, кто поет гениально, но кто мало кому известен. Есть даже европейские исполнители, которые считаются японскими, есть смешанные…в общем, есть всякое. Что уж говорить о стилях исполнения и визуальной оболочке. Точно могу сказать, что есть группы, которые будут полностью понятны европейскому слушателю, и такие, которых стоит понять, чтобы понять хоть чуток ту культуру, которую они передают через свою музыку. Есть и такие, чье творчество стоит принимать в себя осторожно. Есть такие, кого трудно вообще понять, или отнести к тому или иному типу музыки. Есть такие, кто работает и в поп-музыке и в рок, и в электронике… В общем, Японская рок-музыка на столько сферически разнообразна, что ее стоит начинать слушать дозировано и с вводным курсом лекций. И стоит немного сдерживать свои эмоции, потому что эта музыка не оставляет равнодушным, если ты ее по-настоящему услышал.
Вот такая вот странная история.
А, напоследок, песня, которую я представила на докладе, как один из примеров музыки, которая бы открыла для моих друзей именно ту Японию, которую я прячу у себя в сердце.